Создано 28.08.2014 11:43
"Музыкатерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ"
Победитель XX общего конкурса грантов ГБФ "Фонд Тольятти"
Проект осуществлен в 2007 году на средства, предоставленные именным фондом "Молодежь - архитектор будущего Тольятти" ЗАО "Фиа-банк"
Цель проекта:
«Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью посредством музыкотерапии».
Задачи:
1. Использовать в образовательном процессе музыкальную программу, включающую медитативную и классическую музыку.
2. Способствовать преодолению аутичных состояний, чувства страха, неуверенности с помощью музыкальных игр и интонационно-пластического воплощения образов воображения во внешнюю форму.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу в процессе ролевых заданий.
4. Научить дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, необходимые для социального развития.
Первичный опыт познания мира ребенком происходит посредством эмоций. Поэтому педагогический коллектив детского сада большое внимание уделяет развитию эмоционально-волевой сферы детей с формами глубокой умственной отсталости. Таким детям свойственны отсутствие многообразия и дифференцированности в эмоциях, костность, тугоподвижность эмоциональных проявлений, эмоциональная неуравновешенность, состояние аффективного напряжения. И перед педагогами стоит очень важная задача: сделать эти недостатки менее заметными и развить эмоциональную гамму, свойственную обычному человеку. Дети с интеллектуальной недостаточностью также должны уметь дифференцировать собственные эмоции и эмоции окружающих, иметь адекватную самооценку, владеть интенсивностью переживаний. Особую значимость развитие эмоционально-волевой сферы приобретает в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и комплексной диагностики детей с отклонениями в развитии, которые реализуются в детском саду. Наш проект поможет педагогам, работающим с проблемными детьми не только в плане эмоционально-волевого развития (снятие тревожности, преодоление аутичных состояний и чувства страха, неуверенности в действиях и т.д.), но и в плане развития речи, музыкального воспитания, приобщения к русской культуры.
В детском саду воспитываются дети с умственной отсталостью – 12 человек, трое из которых имеют болезнь Дауна; 57 детей имеют задержку психического развития, 36% из которых с неустойчивой эмоционально-волевой сферой. Уровень жизни в семье у большинства воспитанников детского сада ниже среднего. Многие дети не видели и не имеют представления о современных технических игрушках и другой детской технике. Реализация проекта расширяет практический опыт воспитанников детского сада, обогащает их зрительные впечатления, не говоря о том, что позволяет добиться лучших результатов в коррекционной работе. Детский интерес и освоение программного материала взаимосвязаны между собой. Именно эта взаимосвязь и дает наилучший эффект. Использование в работе современного технического оборудования позволяет сделать занятия с детьми разнообразными, расширяет возможности коррекционной работы. Динамику улучшения коррекционной работы можно легко проследить с помощью диагностики, разработанной педагогами детского сада, которая проводится 3 раза в год и используется другими образовательными учреждениями города.
Благодаря реализации этого проекта, дети приобретают навыки технологической компетентности. Тем самым будут сделаны шаги в решении задач городской программы развития образования.
Реализация основных направлений деятельности коррекционно-развивающей работы детского сада предполагает устойчивость данного проекта, продолжение работы после его окончания и не зависит от внешних факторов, так как проблемы развития речи детей, их сенсомоторное развитие, социальная адаптация является одним из актуальных направлений не только специализированных детских садов, но и детских садов общеразвивающего вида. Взаимосвязь здоровья детей и их речевое развитие определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ родителей.
Данный проект представляет собой педагогическую инновационную разработку, интересную не только детям, но и взрослым и направлен на повышение профессионального мастерства педагогов, использование в работе современных технологических средств и нестандартного оборудования.
Динамика роста у детей эмоционально-волевых нарушений еще раз подтверждает необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы.
Реализация данного проекта позволяет нам:
- снять у детей аффективное напряжение;
- обеспечить многообразие и дифференцированность эмоций;
- стабилизировать эмоциональную неуравновешенность;
- добиться интонационной и пластико-мышечной выразительности;
- активизировать развитие детской креативности;
- решить задачи оздоравливающего и тонизирующего воздействия;
- социально адаптировать детей.
авторский театр "Солнечный принц" образная миниатюра № 1
авторский театр "Солнечный принц" образная миниатюра № 9
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 53 «Чайка» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада № 53 «Чайка» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.