Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

Консультация «Изготовление кукол (этап № 2)» 

/для педагогов/

История кукол и кукловодства насчитывает огромное количество веков. Кукол начали делать еще на заре челове­чества, чему служат подтверждением разнообразные археологические находки.

За все время своего существования куклы претерпели значительные изменения и из обычных глиняных кругляшек с едва намеченными очертаниями фигуры преврати­лись в культовые предметы (в эстетическом смысле).

Не трудно догадаться, что куклы очень разные: по ве­личине, «национальности», предназначению, материалу, из которого они изготовлены, и даже по тому, как и кто их использует. Кроме того, куклы различаются по сложности исполнения.

Так же и в марионеточном театре теней. Он хотя и на­зывается марионеточным, кук-лы в нем используются самые разные, и невозможно назвать какой-то вид главным, веду-щим, основным. Каждый актер работает тем, чем удоб­но: кто-то плоскими марионетками, кто-то объемными кук­лами... Это дело вкуса и мастерства — сложную куклу сложнее вести.

Но обо всем по порядку. Начнем с самого простого.

Простейшую куклу для театра теней можно сделать... за Две-три минуты из обычного платка. Кроме самого платка, вам больше ничего не понадобится. Берем его, находим середину, а для этого «надеваем» платок на один из пальцев так, чтобы концы спадали вниз. Теперь завязываем узелок вокруг сере­дины, учитывая, что внутри узелка должен поместиться ука­зательный палец. Надеваем узелок на палец. У нас получает­ся что-то вроде того головного убора, который носят арабы: -голова внутри узла, а концы платка спадают на кисть руки. Так вот, в эти спадающие концы помещаем большой и средний пальцы, натягиваем материю — и кукла готова. Предназ­начается она только для импровизированных представлений. Кто-то, быть может, посмеется и упрекнет в примитивизме...

 Рис. 5. Простейшая кукла из платка

Однако в этой кукле как раз главное — эта самая импровиза­ция, спонтанность. Ею можно показать кого угодно, хоть по­ложительного героя, хоть отрицательного. Она настолько схе­матична, что практически универсальна. И, между прочим, овладеть навыками владения ею — большое искусство.

Гораздо сложнее изготовить, а затем и работать с объем­ными куклами, какими бы они ни были. Их можно показать как анфас, так и в профиль, поэтому кукловоду-актеру при­ходится ловить те моменты представления, когда куклу мож­но представить зрителю так, а когда эдак. Вообще же куклы театра теней отличаются от обычных театральных кукол лишь отсутствием красок, а изготавливаются по тем же принципам. Так что то, о чем мы будем говорить ниже, пригодит­ся не только актерам театра теней, но и любителям обычно­го кукольного театра. Только в последнем случае вам при­дется разукрасить изделия, а в театре теней это ни к чему.

Один из самых простых видов объемных кукол — так называемые «петрушки». Они надеваются на пальцы: голо­ва — на указательный, руки — на большой и средний, боль­ше у этой куклы ничего нет, она показывается «по грудь».

Прежде чем приступать к работе над созданием куклы, необходимо запастись всеми нужными материалами и ин­струментами. А понадобятся вам карандаши, ножницы, иголки разных размеров, наперсток, щетки для разглажи­вания ворса, утюг для разглаживания лоскутов.

 

КУКЛЫ НА РУКУ

Куклы на руку делаются из старых варежек. Большой палец образует нос, основная часть — голову. В соответствии с замыслом и характером персонажа прикрепим глаза, воло­сы, шляпку из бумаги. Можно также сделать куклу из пер­чатки, оставив только три ее пальца: большой, указательный, средний, а два — подгибаются. К указательному пальцу пер­чатки надо пришить голову из помпона или обернутого тка­нью мячика для пинг-понга. И тоже нашить глаза, волосы.

КУКЛЫ НА ПАЛЕЦ

Надеваются на один палец. Их можно сделать из сши­той заготовки из прочной ткани или из отрезанных паль­цев старых перчаток (только их надо обязательно подшить, чтобы не растрепались). Потом с передней стороны накле­ить или пришить лицо, руки, гребешок, клюв, гриву и т. п.

КУКЛЫ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК

Такие ложки наверняка завалялись где-нибудь у вас в буфете, и вы не можете найти им применение. Ложка образует туловище куклы, голову делают, набив ложку ватой и затянув в кусок трикотажа или лайкры. Внизу надо акку­ратно завязать и прикрепить складчатую одежду, драпиру­ющую ручку — это будет туловище. Руки можно сделать из проволоки, обмотанной трикокажем. Ну и, конечно, сде­лать лицо. Куклу можно держать за ручку.

В решении образа персонажа важна не только правиль­ная трактовка общей изобразительной характеристики, но и его выразительность и индивидуальность. Такое конк­ретное решение образа, наделенного особыми, характер­ными для него чертами, облегчает задачу одушевления куклы. В облике куклы должны быть выражены те каче­ства, из которых складывается характер условного ку­кольного персонажа.

Не следует забывать, что в отличие от собственно скульп­туры кукла выявляется как образ только в действии, в движе­нии. Таким образом, характер куклы должен быть заложен не только в облике, но и в конструкции, предопределяющей особенности ее поведения. Вот почему в разработке образов следу­ет учитывать будущую конструкцию куклы.

Эскиз куклы намечает только главные признаки персо­нажа, оставляя на долю движения возможности подробной разработки образа. В остичном образе персонажа уже зало­жены динамические возможности куклы. Это определяет конструктивность куклы, степень ее пригодности для пред­ставления.

По характеру материала, из которого изготавливаются куклы, они делятся на мягкие и жесткие.

Жесткая кукла изготавливается из дерева или папье-маше. Конечности такой куклы благодаря шарнирным или иным соединениям могут принимать всевозможные поло­жения, не изменяя при этом своей формы.

Мягкая кукла имеет в основе проволочный или шарнир­ный скелет, обтянутый сверху материей, кожей или дру­гим мягким материалом.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?