Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

Зырянова Лариса Алексеевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Музыкально - дидактические игры

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

  1. «Найди, кто главный»
  2. «Составь ритм»
  3. «Волшебные колокольчики»
  4. «Сочини мелодию»
  5. «Музыкальная радуга»
  6. «Кружатся листья, падают снежинки»
  7. «Что называется так?» (карточки 2/1)
  8. «Выбери название» (карточки 3/1)
  9.  «Четвертый лишний»
  10. «Крестики-нолики»
  11.  «Музыкальные карты»
  12.  Кубики «Музыкальные инструменты»
  13. Кубики «Виды музыкальной деятельности»
  14. Пазлы «Музыкальные инструменты»
  15.  «Тренируем эмоции»
  16. «Найди пару» (3 варианта игры)
  17. «Раз куплет, два куплет»
  18.  «Музыкальное лото»
  19. «Симфонический оркестр»
  20. «Найди нотку»
  21. «Кто на чем играет»

 

  1. Динамические игры:

- «Громко-тихо»;

- «Найди инструмент, который звучит так»;

- «Сыграй свой звук»;

- «Расположи по … усилению, ослаблению звука»;

- «Что громче?»;

- «Найди самый …»;

- «Спой или сыграй так, как покажу»

 

 

 «НАЙДИ, КТО ГЛАВНЫЙ»

ЦЕЛЬ:  Развитие чувства ритма

              В игре  16 карточек,  с  одной стороны на каждой карточке тонкая полоска – слабые доли такта, на другой стороне карточки – широкая полоска – сильная доля такта.

 ЗАДАНИЕ:   Составить из карточек пульс музыкального произведения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:    ДОН – ДОН – это такт двудольный

                                   В польке, марше  такт двудольный.

                                               Оля, Таня, Женя, Ваня –

                                               Такт двудольный, такт двудольный.

                                   ДОН-ДОН-ДОН,  ДОН-ДОН-ДОН –

                                   Такты трехдольные

                                   В вальсе нам слышатся эти слова.

                                               Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка

                                               Такты трехдольные, такты трехдольные.

 

 «СОСТАВЬ РИТМ» 

ЦЕЛЬ:       Развитие чувства ритма. 

            В игре большие карточки с изображением целого ритма и маленькие карточки, с изображением элементов ритма.

                                                    8 штук                            8 штук                          8 штук                           

     ЗАДАНИЕ:         

Прочитать ритм и составить его из элементов.  

Задание выполняется по записи или по памяти.  Например:

 

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»  для детей 3 – 5 лет

 ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма

ЗАДАЧИ:

1.Учить детей различать ритмические фигуры.

2.Составлять  собственные ритмические рисунки по образцу и самостоятельно.

3. Развивать координацию голоса и движения.

 

 

«СОЧИНИ МЕЛОДИЮ»

 ЦЕЛЬ:  Развитие звуковыстоного (ладового) слуха.

   ЗАДАЧИ:

  1. Дать основы музыкальной грамоты.
  2. Развивать возможности творческого музицирования.

Игра состоит из карточек с изображением нотного стана по количеству детей и набора нот (из картона, крыжки от пластиковых бутылок без рисунков на них).

 

ЗАДАНИЕ:   Составить мелодию по желанию или по слуху и исполнить её на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.

 

 

 «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»

 

ЦЕЛЬ:  Развивать звуковысотный (ладовый)  слух. Освоение музыкальной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с цветовой формой записи нот
  2. Осуществить переход от цветовой к знаковой форме записи нот.
  3. Развивать память, произвольное внимание, координацию в пространстве, мелкую моторику рук.

 Игра состоит:

1 вариант:   Набор цветных нот, большого формата с надписью на обороте.

2 вариант:  Набор цветных нот, расположенных на нотном стане.

3 вариант:  Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.

4 вариант:  Наборное полотно и отдельные цветные ноты для сочинения мелодий (ноты из картона 7 цветов или крыжки от пластиковых бутылок соответствующих цветов).

       По мере освоения нотной грамоты используются различные составные части игры начиная с первого варианта. 

 «КРУЖАТСЯ ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ СНЕЖИИНКИ» 

ЦЕЛЬ:     Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом.
  2. Закреплять знание детьми основных цветов.
  3. Учить бережно относиться к природе.

 

«ЛИСТОЧКИ»

П.И. Чайковский «Осенняя песнь»

(«Времена года»)

 

Следом за летом осень идет,

Желтые песни ей ветер поет,

Красную под ноги стелет листву,

Зеленые елки глядят в синеву.

«СНЕЖИНКИ»

П.И. Чайковский «У камелька»

(«Времена года)

Снег идет, снег идет,

Снег по свету бродит.

И откуда он идет и куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идет наугад словно сновиденье.

Сны земли, сны небес,

Видит засыпая,

Белый сад, белый лес, снегом засыпая.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Для игры можно использовать также капельки, цветы, ягоды и пр. разного размера и цвета.

 

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

             Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.

Большое количество игр позволяет выбрать подвижную или настольную игру, устроить соревнование или исследование, в зависимости от задач, поставленных на занятии. Все игры можно использовать и в свободной деятельности для создания музыкального уголка в каждой группе.

 

«ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАК?» (карточки 2/1)

 

ЦЕЛЬ:    Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.

При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок, подключив логику решает какой инструмент показать.

 

 «ВЫБЕРИ НАЗВАНИЕ» (карточки  3/1) 

ЦЕЛЬ:           Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На карточке изображен музыкальный инструмент и три названия к нему. Педагог читает названия, ребенок повторяет правильное.

Игра стоит на следующей ступени сложности по сравнению с «Что называется так?»

 

 «ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» 

ЦЕЛЬ:           Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ:

  1. Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
  2. Находить инструмент, требующий замены.
  3. Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.

 Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.

 

 «Крестики-нолики»

ЦЕЛЬ: Развивать ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.
  2. Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.
  3. Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.

 Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна – нолик, маракасов – крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

             

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАРТЫ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять знание названий нот.
  2. Учить различать положение нот на нотном стане.
  3. Учить составлять мелодии из оставшихся нот.

 Игра состоит из 36 карт, с изображением нот от «ДО» 1 октавы до «РЕ» 2 октавы

четырех цветов по выбору педагога.

Начинает игру тот, у кого есть нота «ДО» 1 октавы любой масти. Следующий

кладет сверху либо «ДО» 1 октавы другой масти, либо ноту той же масти, но звучащую выше.

            Педагог вначале сам называет название нот, дети повторяют, затем, после нескольких повторений игры, дети сами проговаривают названия нот.

После окончания игры можно из оставшихся нот составить мелодию и сыграть ее на

металлофоне или фортепиано по выбору.


КУБИКИ «Музыкальные инструменты»

«Виды музыкальной деятельности»

ПАЗЛЫ «Музыкальные инструменты»

 

Игры типа «КУБИКИ» и «ПАЗЛЫ» помогут привлечь внимание ребенка к музыкальным инструментам. Картинки для кубиков разрезаются на 4, 9, 16 частей (квадратов), картинки для пазлов разрезаются в зависимости от возраста ребенка на 4, 6, … равных частей или нестандартного размера для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры даны в ПРИЛОЖЕНИИ «КУБИКИ  Музыка», «КУБИКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «пазлы», «пазлы образцы».

 

Театрально-дидактическая игра «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»

 

ЦЕЛЬ: Добиваться выразительности в мимике и жестах детей.

ЗАДАЧИ:

1. Дать понятие положительных и отрицательных эмоций.

2.  Расширить круг эмоций, знакомых детям

3.  Развивать мимические мышцы лица

 

 «НАЙДИ ПАРУ»

 

ЦЕЛЬ:  Закрепить знание детьми музыкальных инструментов.

 

1 ВАРИАНТ ИГРЫ:  В движении найти такой же музыкальный инструмент, назвать его.

 

 2 ВАРИАНТ ИГРЫ:  Найти вторую часть изображения музыкального инструмента и назвать его. Выбрать из большого количества изображений (одинаковый разрез карточек). 

3 ВАРИАНТ ИГРЫ:  В движении найти вторую половину музыкального инструмента и назвать его.

 

       «РАЗ КУПЛЕТ, ДВА КУПЛЕТ…»

 ЦЕЛЬ:  Освоить куплетную форму построения песни.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить определять структуру песни.
  2. Составлять схему песни.
  3. Развивать слуховое восприятие.

 КУПЛЕТЫ: Сюжетные картинки на одну тему, например:

 ПРИПЕВ: одинаковые картинки, до 6 штук.

 

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

 

ПРАВИЛА ИГРЫ

            Когда-то, давным-давно, в далекой стране жил человек, который сочинял музыку. Все звуки мира были в этой музыке: пение птиц и шорох листьев, журчание ручьев и шум ветра. Многим нравилась эта музыка, музыканты разных стран исполняли ее.

            Прошли годы, прошли века. Сейчас музыканты играют его мелодии, певцы поют его песни, балерины танцуют под его музыку. Как пришла к нам эта музыка через столько лет? Кто сохранил ее для нас? Это сделали ноты – буквы музыки. Нотами записывают музыку на бумаге. Всего семь нот на пяти линейках могут передать все звуки. И мы опять слышим пение птиц и шум водопада так, как слышал композитор, когда сочинял музыку.

            Тот, кто знает нотную азбуку, может играть любую мелодию. А узнать и запомнить ноты, можно играя в это увлекательное музыкальное лото. Чтобы вам было легче отличить ноты друг от друга, мы раскрасили их в разные цвета, а название нот подскажут вам рисунки.       

            Играть в эту игру так же просто, как в любое лото. Раздайте большие карты всем игрокам (играть могут от 2 до 6 человек). Ведущий показывает карточку и называет ноту; тот из играющих, кто найдет эту ноту на своей большой карте первым, берет у ведущего маленькую карточку и закрывает ноту на своей карте так, чтобы нота была видна в окошке маленькой карточки. Победитель тот, кто первым закроет все ноты на своей карте.

В комплект входят:

- большие карты – 6 шт.

- маленькие карточки – 36 шт.

- лист-подсказка – 1 шт.

 

 

 

 

 «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

 

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

 ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

  1. Взрослый показывает детям карточки с инструментами и зачитывает информацию о них.
  2. Взрослый читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Взрослый показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно – берет карточку себе.
  4. Взрослый показывает инструмент – дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Взрослый называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями руками, показами.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 

      Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.

Струнно-смычковые инструменты

      В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.

1. СКРИПКА – пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос  звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по-разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.

 

2. АЛЬТ – инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше.. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос – за виолончельный.

3. ВИОЛОНЧЕЛЬ – вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель – прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.

4.  КОНТРОБАС – инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестре контрабасы выполняют особое поручение – поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.

Деревянные духовые инструменты.

      В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.

5. ФЛЕЙТА – серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.

6. ГОБОЙ – дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.

7. КЛАРНЕТ – как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.

8. ФАГОТ – самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре – басить.

Медные духовые инструменты

      Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.

9. ТРУБА – блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.

10. ВАЛТОРНА – закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна – самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.

11. ТРОМБОН – Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.

12. ТУБА – большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.

 

 Ударные инструменты

      Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия – ритм.

13а. ЛИТАВРЫ – медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.

13б. ТАРЕЛКИ – два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук.

 В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и РОЯЛЬ, и ОРГАН.

14. АРФА – изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.

 

«НАЙДИ НОТКУ» 

ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять знание названий нот.
  2. Учить различать положение нот на клавиатуре.
  3. Учить читать мелодии по клавиатуре.

 

 

«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ» 

ЦЕЛЬ:  Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять названия музыкальных инструментов.
  2. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
  3. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре.  Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.

 

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА

II младшая группа

  1. «ГРОМКО - ТИХО»

Дети берут музыкальные инструменты. Ведущий показывает карточку динамического оттенка  (fили р), дети играют громко или тихо.

«НАЙДИ ИНСТРУМЕНТ, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ ТАК»

Ведущий показывает карточку, дети ищут инструменты, которые играют в соответствии со звуком (громко или тихо).

«СЫГРАЙ СВОЙ ЗВУК»

Дети делятся на две группы:          1 группа - р (тихо)  2 группа -f ( громко) Ведущий показывает карточку с их динамическим оттенком, дети играют на инструментах.

Средняя группа

«РАСПОЛОЖИ ПО ... »

Ведущий предлагает расположить карточки по возрастающей (усиление звука p<f) или по убывающей (ослабление звука рр).

«ЧТО ГРОМЧЕ?»

Ведущий берет одну из карточек, просит найти какая звучит громче, какая тише. Например: ведущий - тf  

 громче -    тише - р

Старшая группа

 «НАЙДИ САМЫЙ ... »

Ведущий предлагает детям из набора карточек  САМЫЙ ГРОМКИЙ (ff), САМЫЙ ТИХИЙ (рр), САМЫЕ ПОХОЖИЕ (тр, тf)

Подготовительная к школе группа

«СПОЙ ИЛИ СЫГРАЙ ТАК, КАКПОКАЖУ»

Ведущий показывает карточку и дети выполняют задание согласно динамическим оттенкам (p<f, f>p, p<f>p, f>p<f)

            ПРИМЕЧАНИЕ:     Каждая следующая игра дополняет копилку игр и может использоваться в следующей возрастной группе для решения отдельных задач, для индивидуальной работы с детьми.

Динамические оттенки музыки

2 младшая группа

f

p

ФОРТЕ (громко)

ПИАНО (тихо)

Средняя группа

mf

МЕЦЦО ФОРТЕ (не очень громко)

Старшая группа

ff

pp

mp

ФОРТИССИМО (очень громко)

ПИАНИССИМО (очень тихо)

МЕЦЦО ПИАНО (не очень тихо)

Подготовительная к школе группа

p<f, f>p, p<f>p, f>p<f

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?