Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

Консультация «Техника сцены (этап № 1)»

/для педагогов/

 

Сначала оговорим размеры экрана. Учитывая тот нема­ловажный факт, что наш кукольный театр теней — домаш­ний, а также стремясь соблюдать принципы мобильности и компактности, мы предлагаем создать такой экран, кото­рый легко устанавливался бы на обычном письменном сто­ле средних размеров. Именно стол в домашних условиях легче всего превратить в сцену для теневого представления.

Для экрана нам, естественно, понадобится рама. Ее дли­на не должна превышать длину стола, на котором будет ус­тановлен экран. Что же касается высоты, то обычно она не более 70 см, в противном случае экран визуально станет, похож на квадрат. А где вы видели квадратные экраны? Кроме того, высота экрана должна строго соответствовать высоте марионеток: над куклой должно оставаться свобод­ное пространство, так называемый «воздух», в 15-20 см, иначе у зрителя создастся впечатление, что верхняя рама «придавливает» персонажам головы.

Марионетки вообще редко бывают выше40 см, ведь чем крупнее кукла, тем труднее ею управлять. Мы не станем усложнять себе жизнь и сделаем куклы стандартной высо­ты —30 см, следовательно, высота экрана у нас будет рав­няться45 см. Можно два-три сантиметра прибавить, но ни­как не убавить. Дело в том, что необходимо учитывать возможность установки верхних декораций, размещаю­щихся в верхней плоскости экрана, которые и займут эти15 см. Вообще в идеале экран должен видеться актеру теат­ра теней как сочетание трех плоскостей — нижней, сред­ней и верхней. Все три по своей высоте одинаковы, то есть в нашем случае по15 смкаждая.

Каждая плоскость по-своему функциональна. Так, в нижней плоскости располагаются мелкие декорации и предметы, различные животные. Средняя плоскость при­надлежит фигурам персонажей, здесь происходит основное действие. Внимание зрителя более всего приковано именно к этой, центральной плоскости экрана. Следовательно, она требует особого внимания и со стороны актеров. «Воз­дух», или верхняя плоскость экрана, обычно занимается кронами деревьев и различными «летающими» предмета­ми: облаками, небесными светилами, птицами и т. п.

Поэтому выстраивайте экран так, чтобы вам было удобно ориентироваться в экранных плоскостях, чтобы вы лег­ко могли визуально определить для себя, что будет проис­ходить на экране в каждой из них. Дело в том, что экран не должен пустовать, на нем не должно быть светлых пятен. Декорации заполняют его равномерно. Поэтому если у вас нижняя плоскость будет заполнена мелкими деталями де­корации, в средней будут действовать куклы, а верхняя ос­танется пустой, это сразу заметит зритель. Такого несоот­ветствия быть не должно, в этом случае нарушается гармония.

Допускается и полное отсутствие декораций. Тогда все внимание зрителя приковывается к марионеткам. На эк­ране действуют только куклы, остальное место пустое — это вполне гармонично.

Так что, выбирайте: либо ставить пьесу вообще без ка­ких-либо декораций, используя только куклы, либо деко­рировать пространство экрана во всех трех плоскостях.

Если вы используете декорации, помните, что тень кук­лы должна занимать не более двух третей экрана, иначе создастся впечатление, будто действие пьесы происходит где-то в катакомбах с нависшими прямо над головами пер­сонажей потолочными сводами. Всегда помните о верхних 15-ти сантиметрах...

Итак, выберем и кукол, и экран среднего размера, чтобы удобнее было учиться. Экран размером 45x100 см вполне удо­бен для представлений. Если вы не планируете вводить в пье­су какие-либо особые декоративные и технические «наворо­ты», такой экран, в принципе, способен воплотить любые задумки режиссера. Он достаточно длинный для того, чтобы на его пространстве смогли одновременно уместиться три пер­сонажа (а для пьесы театра теней это нормальное количество).

Итак, с размерами экрана разобрались. Теперь выясним, из какого материала лучше всего сделать раму.

Металлический каркас менее всего удобен в эксплуата­ции. Конечно, можно изготовить или заказать алюминие­вую раму из полых трубок, соединяющихся между собой по принципу раскладушки: прямые углы верхней и ниж­ней трубок вставляются в боковые трубки при помощи пластмассовых соединительных вставок.

Такая рама, унаследовав метод соединения элементов от раскладушки, быстро собирается и разбирается — стоит со­единить боковые и горизонтальные трубки, и рама готова, на нее можно натягивать полотно, закрепляя его булавками- «не­видимками». Правда, признаемся сразу, и в такой раме, и в таком способе крепления полотна есть огромный минус: сто­ит одной-двум булавкам ослабнуть или выскользнуть, как на экране появятся складки и вмятины, что для театра теней совершенно недопустимо — все равно что жирная черная чер­та на картине какого-нибудь известного живописца.

К тому же при всех своих достоинствах (легкость, ком­пактность, быстрота в сборке) алюминиевая рама гораздо более трудоемкая при изготовлении, нежели, скажем, де­ревянная. Если у вас нет специального инструмента, отре­зать алюминиевую трубу диаметром 1,5—2 см, а затем за­гнуть ее края под прямым углом будет проблематично.

Можно использовать не алюминиевые, а пластмассовые трубки, соединяя их такими же пластмассовыми вставка­ми или уголками.

Но помните, что пластмасса, равно как и пластик, — материалы, во многом лишенные упругости, поэтому вам будет сложно натянуть на такую раму полотно до желаемой плотности: пластмассовая трубка может прогнуться. Кро­ме того, рама выйдет слишком легкой, и установить ее на столе в вертикальном положении будет затруднительно.

Самым оптимальным и приемлемым вариантом является все-таки деревянная рама. Старое доброе дерево исполь­зовалось для изготовления рам экранов театра теней испокон веков, поэтому, несмотря на всевозможные модерновые веяния и технологии, мы все же останемся верны традиции.

Планки из дерева достаточно упруги, на них легко на­тягивается материя. Но деревянную раму не разберешь на части и не сложишь компактно в каком-нибудь месте. Та­кой экран изготавливается на долгий срок, ведь поменять на нем полотно будет проблематично. Именно поэтому и хранить его нужно бережно, чтобы не повредить материю.

Дерево — материал дешевый, широко распространен­ный и легко поддающийся обработке. Купите планки тол­щиной1 см, лучше всего из орешника — это самый распро­страненный вид благородной древесины, не зря из него изготовляют мебель. Само собой, и речи не может быть о фанере и тому подобных легких и дешевых материалах. Рама экрана — это как бы основа театра теней, и как и лю­бая другая основа, она должна быть прочной и, крепкой.

Длина горизонтальных планок для нашего экрана будет равняться100 смплюс две ширины планки. То есть если план­ка имеет ширину3 см(идеальная ширина рамы), то верхнюю и нижнюю планки экрана надо вырезать длиной106 см.

Ну а вертикальные боковые планки по своей длине долж­ны равняться боковой стороне экрана, то есть45 см. Когда план­ки будут готовы, скрепите их металлическими уголками.

Теперь возникает вопрос, каким именно способом луч­ше всего натянуть на раму материю. Как уже было сказано, закрепить ее можно булавками, но способ этот не самый луч­ший. Можно укрепить полотно мелкими гвоздиками по пе­риметру на манер того, как мы вешаем летом на окно сетку от комаров. Однако материя в тех местах, куда вы забьете гвоздики (а по причине их миниатюрности сделать это будет непросто!), имеет дурное свойство рваться и растягиваться, потому что прибита, но не прижата, а блестящие дырочки и полосочки на экране во время представления, какими бы микроскопическими они ни были, все равно проявят себя.

Сколько бы ни существовало способов натягивания по­лотна на раму, лучшим до сих пор остается самый испытанный — когда материя не только крепко прибивается, но и намертво зажимается между двумя абсолютно одинако­выми по размерам рамами. В этом случает экран наименее подвержен различного рода деформациям.

Таким образом, понадобится нам не четыре планки, а в два раза больше, потому что изготовить нам придется две одинаковые рамы, между которыми мы и зажмем полотно экрана. Надеемся, с этим у вас не возникнет проблем. Раз­меры мы уже назвали.  

                                  106 см    

  

 

 

 

 

 

Рис. 4. Деревянная рама с металлическими уголками

 

 

Ткань экранного полотна

 

Когда рамы изготовлены, приходит черед выбрать ма­терию на экранное полотно. Надеемся, ни у кого не возни­кает сомнений в том, что материя должна быть чисто бело­го цвета (не бежевого, не кремового) и полупрозрачной, чтобы за ней не был виден источник света (даже в виде едва заметной светящейся точки). Что должен увидеть зритель в итоге? Равномерно освещенный экран.

При этом материя не должна пропускать в зал ничего, кроме самого света, — никаких светящихся точек или пя­тен от лампы, никаких лишних теней. Для театра теней самой подходящей по плотности и прозрачности тканью издавна считается шелк. Его использовали еще древние китайцы, используют и до сих пор в европейских театрах теней. Его поверхность идеально пропускает свет, скрывая при этом все предметы по ту сторону экрана.

Покупая отрез шелка, не следуйте точно размерам экран­ной рамы. Возьмите отрез с запасом в 5-6 смс каждой из его четырех сторон, а когда будете натягивать шелк, подверни­те лишнее и сложите вдвое. У вас получится как бы двойной слой материи по краям отреза, таким образом вы уплотните их, чтобы они не разлезлись после того, как их пробьют гвоз­ди. Эта двойная часть шелка как раз будет находиться меж­ду двумя половинками рамы по всему периметру экрана. Двойная рама в уже сбитом виде будет иметь толщину             2 см, что обеспечит экрану необходимую прочность.

Процедуру натягивания полотна и сбивания экрана луч­ше проводить с помощниками, потому что одному челове­ку не под силу идеально ровно натянуть шелк достаточно туго на раму длиной в метр.

Любителям все склеивать сразу скажем: «Нет!» Склеивать половинки рамы и тем более просто приклеивать шелк к де­реву мы не станем. Клей хуже всего будет держать полотно на раме, поэтому такой подход полностью исключается.

Итак, экран готов. Как его установить? Не прибивать же его к столу? Хотя, если честно, это лучший вариант ус­тановки экрана, если только вам не жалко стола.

Проблема решается чрезвычайно легко — с помощью самых обыкновенных маленьких тисочков, чем меньше, тем лучше (ведь вам всего лишь нужно зажать дерево тол­щиной2 см). Главное — четко фиксировать экран, причем его положение не может быть никаким другим, кроме стро­го вертикального, ведь даже при небольшом наклоне экра­на тени могут неприятно исказиться.

Прежде чем прикреплять экран к столу, последний не­обходимо тщательно задрапировать снизу до самого пола тем­ной непрозрачной тканью. Это же касается и маленькой щели между столом и экраном, где стоят тиски, — этой щели быть не должно, т. е. под экраном не должно пробиваться ни единой полоски света. Помните, что в театре теней граница между залом и кулисами определяется четко и никогда не нарушается. Если зритель увидел хотя бы черточку света из-за кулис где-то вне экрана — это уже разрушение границы. Причем это именно ваш недочет — неумелая драпировка. Мы ведь стараемся создать как можно более профессиональный театр теней. Ну а при дилетантском подходе вообще можно обойтись «облегченным вариантом» занавеса — задрапиро­вать только пространство под экраном. Но тогда вся работа актера будет напоказ. А тайна-то рушится...

Именно поэтому столь необходимы теневому театру ку­лисы. Без этого элемента вообще не обходится ни один театр (ну разве что только самый модерновый). За ними хранятся тайны создания театральных произведений и актерской игры.

Итак, перед зрителем не должно быть ничего, кроме све­тящегося экрана. Следовательно, остальное пространство, где работают актеры, необходимо сделать недоступным для глаз. Располагая экран, выбирайте угол комнаты, который можно было бы завесить от пола до потолка. В таком слу­чае просто натягиваете от стены до стены веревочку у само­го потолка и на нее вешаете плотный светонепроницаемый занавес. Его плоскость должна четко совпадать с плоско­стью экрана. Будьте внимательны, закрепляя занавес на раме экрана. Необходимо, чтобы он обволакивал раму по периметру, не оставляя щелей. Для этого можно использо­вать несколько кусочков скотча. В результате у вас должны получиться кулисы, закрывающие все пространство вне экрана от пола до потолка и от стены до стены.

Процесс изготовления сцены и кулис завершен. Что дол­жно получиться в его конце? Полностью закрытый угол комнаты. Посреди занавеса светится прямоугольник экра­на, установленного на задней стороне крышки стола. Та­ким образом, перед экраном находится плоскость стола, на­крытого темной материей. Эта плоскость выполняет роль авансцены, правда, на нее никто не выходит и ничего не иг­рается. Все происходит на экране...

Впрочем, от громоздкого стола в качестве основы для экрана можно и отказаться в пользу более легкого вариан­та (если этот вам не подходит) — рама экрана просто-напро­сто изготовляется изначально с ножками в виде переверну­той буквы «т». Боковые планки экрана удлиняются до 1,5—2 метров. На них экран и держится. Этот альтернатив­ный вариант хорош тем, что вы не зависите от размеров сво­его стола, а делаете экран такой высоты, которая подходит именно вам, вашему росту.

Некоторым актерам удобнее «вести» кукол, сидя на полу. В этом случае нижняя планка экрана располагается, на высоте около метра от пола, не ниже, потому что иначе актерам придется все время пригибаться, даже если они сидят на полу, а провести несколько десятков минут скрю­чившись — занятие не из приятных. Однако впадать в дру­гую крайность тоже не стоит, то есть слишком поднимать экран, — руки будут уставать, ведь вам придется постоян­но держать их поднятыми.

Другим же актерам, наоборот, удобнее работать стоя. Так и ноги не устают, и маневренность повышается. В этом слу­чае и нижняя планка экрана поднимается до уровня средне­го человеческого роста, то есть где-то до 170-180 см, а сам экран возвышается над головой актеров. Правда, если вы работаете в паре, не говоря уже о труппе, необходимо учи­тывать следующий фактор: все мы имеем разный рост, а ра­бота человека ростом, например, в160 смпри высоте ниж­ней планки экрана в180 смстановится затруднительной.

Так что прежде чем строить экран с ножками в полный человеческий рост, убедитесь, что никому из актеров вашей труппы не придется таскать с собой на репетиции скамей­ку. Кстати, именно скамейка в таких случаях и выручает. Зачастую бывает так, что плечом к плечу в театре теней приходилось работать высоким мужчинам и женщинам довольно небольшого роста. Вот тогда им и ставили под ноги скамейку. Но согласитесь, это сильно ограничивает возмож­ность передвижения вдоль экрана. Кроме того, женщинам приходилось думать не только о своем персонаже, но и о том, чтобы, балансируя на скамейке, не свалиться на пол.

Учитывая все это, мы рекомендуем не поднимать ниж­нюю планку экрана выше1,5 ми не опускать ниже1 м. При этом вы избежите проблемы различия в росте, сэкономите на материале для изготовления экрана и сможете во время работы сидеть на полу или низенькой скамеечке.

Первый вариант устройства сцены (с помощью стола) прекрасно подойдет в домашней обстановке. Второй рассчи­тан на более профессиональное применение. Его можно ис­пользовать как дома, так и в небольших залах.

 

Инструментарий актера

(лампы, светофильтры)

 

Итак, со сценой и кулисами разобрались. Теперь загля­нем в святая святых, туда, куда зрителю путь заказан, и расставим по местам инструментарий актера.

В отличие от обычного театра, театр теней начинается с лампы. Для марионеточного театра вполне достаточно будет двухсотваттки. Для большей концентрированности света можно надеть на лампу непрозрачный абажур, который бы направлял свет на плоскость экрана, хотя абажур необязателен. Лампа устанавливается на самой обычной треноге, а о принципах ее установки мы уже рассказывали. Напомним только, что оптимальное расстояние от экрана до лампы рав­няется ширине экрана (в нашем случае45 см), умноженной на два (90 см). Впрочем, если вы отклонитесь от него санти­метров на пять, ничего страшного не случится. Главное — не отклоняться слишком далеко. Основное же, что необходимо помнить при установке лампы, — это то, что она должна рас­полагаться строго напротив центра экрана, а высчитывать эту точку и расстояние от нее мы с вами уже умеем.

Из необходимого инструментария за кулисами находит­ся столик, на котором размещаются все куклы, используе­мые актерами во время представления. Его ставят обычно под лампой. Получается, что актеры находятся спиной к нему, однако он всегда под рукой, причем, делается он та­кой длины, чтобы куклы на нем не свалились в кучу, а име­ли каждая свое место. Опытный кукловод всегда знает, где и какая кукла у него лежит.

Непосредственно под экраном должно оставаться пус­тое место, потому что актер играет куклой прямо на поверх­ности экрана, следовательно, под ногами ему ничего не дол­жно мешать. Таким образом, между столом для кукол и экраном у вас остается пустое место. Впрочем, оно не со­всем пустое — именно здесь, на пространстве шириной око­ло метра, работает кукловод. С теснотой этого пространства вам придется смириться и научиться двигаться в нем мак­симально свободно, не задевая ничего по пути. Хотя, откро­венно говоря, актеру вовсе не нужно много места, и того метра, который ему отведен, на самом деле вполне доста­точно. В марионеточном театре теней все миниатюрно. Про­сто научитесь вживаться в этот маленький мирок.

Также в арсенале театра теней зачастую имеется набор светофильтров, похожих на те, что применяются при фото­графировании, только цели у них разные. В нашем случае светофильтры служат для окраски светового фона на экране в определенный цвет. С помощью смены цветов можно играть настроениями; создавать атмосферу действия.

Светофильтры представляют собой обычные стекла, окрашенные в различные цвета радуги. По мере надобнос­ти тот или иной светофильтр ставят перед лампой, и тогда экран окрашивается в соответствующий цвет. Эту техни­ку, конечно, можно и не применять, но игра цветами зна­чительно разнообразит палитру художественных средств театра теней, добавляет представлению выразительности. Различие между театром теней без светофильтров и со светофильтрами примерно такое, как между черно-белым и цветным телевизорами.

В каких случаях используются светофильтры? Допус­тим, вы хотите показать в какой-либо сцене не только кон­кретное действие — движения персонажей и их диалог, но и создать цветовую атмосферу сцены, ее цветовое настрое­ние. Например, на экране плывет лодка по морским вол­нам. Само собой, в черно-белом варианте все совершенно ясно и понятно: кто куда плывет. Это ясно из самого содер­жания пьесы. Но поставьте перед лампой синий свето­фильтр, и сцена начнет жить совсем другой, более полной жизнью. Синий свет будет символизировать воды моря и создаст соответствующее настроение.

А как выразить на теневой сцене жаркий день? Стекаю­щий пот не покажешь. Разве что марионеточный персонаж проведет рукой по лбу и скажет, что ему жарко. Но окрась­те экран в красный цвет, и зритель визуально почувствует жару. Точно также можно показать зеленый луг — стоит только взять зеленый светофильтр, ночь — вставить свето­фильтр фиолетового цвета и т. д.

Использовать цветовую гамму можно по-разному. Од­ним из самых тонких аспектов использования светофильт­ров является создание и передача цветом настроения героя. Помните русское выражение «тоска зеленая»? Почему бы не показать тоскующего персонажа именно в зеленом све­те? Точно так же можно подобрать цвета и для других чувств. Например, злость показать на красном фоне, ра­дость — на желтом или оранжевом... Если пустить в ход воображение, то можно довольно успешно экспериментировать со светофильтрами, радуя зрителей своеобразным художественным решением той или иной сцены.

 

Музыкальное сопровождение

 

Если пьеса дополняет­ся музыкальным сопровождением (а его художественная выразительность сродни игре цветами), вам не обойтись без музыкального центра или качественного магнитофона, ко­торый будет находиться все время под рукой. Наверное, каждому театралу ясно, что музыкальное оформление спек­такля — статья особая, и постановка во многом зависит от удачно подобранной музыки. Старайтесь подбирать ее под настроение спектакля или отдельной сцены, смотря для чего она будет предназначаться. Можно пустить музыку от начала до конца пьесы — пусть это будет какое-нибудь про­изведение, которое станет звучать фоном. А можно выде­лять с помощью музыки какие-либо конкретные сцены спектакля, тогда они приобретут особую значимость. На­пример, таким образом можно выделить финал, кульмина­ционную сцену и т. п.

Как установить декорацию

на передвижном устройстве?

 

 

Ну а если говорить о более сложных технических при­способлениях, то за кулисами в непосредственной близос­ти от экрана находится специальное приспособление для быстрой смены декораций — передвижное устройство, на языке профессионалов называющееся просто «тележка». Для чего такое устройство необходимо?

В каждом театре, в том числе и театре теней, есть свои декорации к той или иной пьесе. Естественно, в нашем слу­чае это весьма своеобразные, силуэтные декорации. Одна­ко они также несут заряд выразительности. Несмотря на схематичность, дерево и здесь остается деревом, хотя изоб­ражается в виде пышной кроны с волнообразными конту­рами, посаженной на ствол. Гора остается горой, хотя пред­ставляет собой пирамидальную тень. Облака не спутаешь ни с чем другим, если они вырезаны в виде волнистых овалов и закреплены под верхней рамой экрана.

Допустим, для первой сцены спектакля вам необходим Солнечный антураж, а уже во второй сцене появляются тучи, гремит гром. Сцены сменяются непосредственно друг за другом. Так же мгновенно нужно сменить и декорации. Как из солнечной сцены за несколько секунд на глазах у зрителя сделать грозовую? Вот тут на помощь и придет те­атральная «тележка».

Ее длина минимум в два раза превышает длину экрана, то есть в нашем случае передвижное устройство будет двух­метровой длины. За счет этого на ней можно разместить од­новременно как бы два экрана, а вернее, две декорации для экрана. Например, в нашем случае правая декорация изоб­ражает солнечный день, левая — грозовые тучи. Сначала зритель видит на экране солнце, то есть правую декорацию. Чтобы сменить картину, достаточно откатить «тележку» вправо вдоль экрана, и на место одной декорации встанет другая — та, что сперва была слева. В это время солнечную правую декорацию можно вообще снять с «тележки» и по­ставить на ее место другую — для следующей сцены. Согла­ситесь, что это удобно, а главное — быстро. В профессиональ­ных театрах теней используются сразу два передвижных устройства. Это усложняет манипулирование, но и делает возможным наложение декораций друг на друга.

В примере, приведенном нами выше, солнечная и гро­зовая декорации сменяют друг друга попеременно, то есть зритель видит, как солнце смещается влево, а на его место «приходят» тучи. А когда передвижных устройства два, можно показать, как тучи закрывают солнце прямо на гла­зах у зрителя — без смены картинок. В этом случае «тележ­ка» с грозовыми тучами «выезжает» на экран, допустим, справа. И вот зритель видит, как справа на героев надвига­ются тучи и закрывают солнце (ничего удивительного не происходит, просто тень накладывается на тень — вспом­ните наши теоретические наблюдения за свойствами тене­вого материала).

Движение облаков, застилающих солнце, правда, мож­но показать и с помощью только одного передвижного устройства. В этом случае солнечная декорация прикрепляется непосредственно к экрану и остается неподвижной, ну а грозовые тучи устанавливаются на «тележку» и по мере надобности «надвигаются» на экран. Эффект тот же, что и    1 с двумя « тележками », только сменить декорацию, прикрепленную к экрану, будет уже затруднительно.

Как установить декорацию на передвижном устройстве? Ну, во-первых, в среде профессионалов есть такое понятие, как декоративная рамка. Это цельная статическая карти­на, вырезанная из твердого материала: картона, фанеры. Декорация в теневом спектакле может представлять собой набор предметов, расположенных вдоль нижней рамы эк­рана, например дома иди деревья. Но не исключено, что кроме нижней плоскости экрана вам будет необходимо за­действовать верхнюю — теми же облаками, например. Вот в это-то случае вам и придется изготовить декорационную рамку. По своему формату она совсем немного превышает формат экрана — чтобы по краям не пробивались лучики света. Внутри рамки вырезается та декорация, которая вам необходима. Получается, что рамка пустая внутри, словно декоративная рама картины: по периметру на ней выреза­ны различные изображения, а внутри пусто. В нашем слу­чае внутри рамки, то бишь декорации, действуют куклы, а декорация как бы обрамляет их со всех сторон, плотно при­легая к экранной раме.

Но вернемся к вопросу «тележки» — передвижного ус­тройства, на которое и устанавливается декорационная рам­ка. Как оно выглядит и как его изготовить? На самом деле это всего лишь миниатюрный вариант той техники, на ко­торой передвигаются тяжелые декорации в обычном теат­ре. Ничего замысловатого в ней нет, поэтому «тележку» легко изготовить самому, а в мастерской вам ее сделают за пару часов. Вам понадобится четыре колеса диаметром не менее5 см, две оси, на которые эти колеса наденутся, две вертикальные и две горизонтальные планки. Вертикальные будут немного не доставать до нижней границы экрана — на 1-2 см, а горизонтальные должны иметь длину, не менее чем в два раза превышающую длину экрана (лучше все­го, если «тележка» будет иметь «запас» в 10-15 см).

Первая горизонтальная планка крепит колесные оси друг к другу и придает всей конструкции устойчивость. К ней крепятся обе вертикальные планки, а к ним — верхняя го­ризонтальная, на которую и будет устанавливаться декора­ционная рамка. Заметим, что для устойчивости необходимо выбирать колесные оси длиной в 25-30 см, чтобы устройство не свалилось на бок.

Когда «тележка» будет готова, установите ее в непосред­ственной близости от экрана и попробуйте подвигать вдоль него. Теперь понимаете, зачем необходимы кулисы? Конеч­но, чтобы не были видны ваши манипуляции с техникой. Зрителю они совершенно не нужны.

А декорационную рамку можно укрепить на верхнюю горизонтальную планку передвижного устройства различ­ными способами. Например, вырезать в планке по всей ее длине ложбину, щель и вставлять в нее декорацию. Но этот способ труден. Мы предложим гораздо более простой и на­дежный. Для этого вам понадобятся все те же маленькие тиски, которыми мы предлагали прикрепить экран к пись­менному столу. Так вот, для укрепления декорационной рам-Ки они подходят просто идеально — стоит только немного защемить тиски. И декорационная рамка изготавливается из легкого и прочного материала, для того, чтобы она стояла вертикально, ее достаточно просто зажать в тисках. Просле­дите за тем, чтобы тиски находились ниже уровня нижней рамы экрана и не выглядывали. Тогда декорационная рам­ка плотно сядет на экранную раму по ее периметру.

Кажется, мы не забыли ничего из того антуража, кото­рый окружает актеров театра теней во время представле­ния. Остается только сделать экран, построить кулисы, приобрести светофильтры, заказать передвижную аппара­туру, купить треногу для лампы и саму лампу — и устано­вить все это. Когда данный этап будет пройден, считайте, что основа для вашего театра теней уже заложена, можно переходить к главному: готовить для представления кукол.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?