Создано 28.08.2014 11:43
Консультация «Техника сцены (этап № 1)»
/для педагогов/
Сначала оговорим размеры экрана. Учитывая тот немаловажный факт, что наш кукольный театр теней — домашний, а также стремясь соблюдать принципы мобильности и компактности, мы предлагаем создать такой экран, который легко устанавливался бы на обычном письменном столе средних размеров. Именно стол в домашних условиях легче всего превратить в сцену для теневого представления.
Для экрана нам, естественно, понадобится рама. Ее длина не должна превышать длину стола, на котором будет установлен экран. Что же касается высоты, то обычно она не более 70 см, в противном случае экран визуально станет, похож на квадрат. А где вы видели квадратные экраны? Кроме того, высота экрана должна строго соответствовать высоте марионеток: над куклой должно оставаться свободное пространство, так называемый «воздух», в 15-20 см, иначе у зрителя создастся впечатление, что верхняя рама «придавливает» персонажам головы.
Марионетки вообще редко бывают выше40 см, ведь чем крупнее кукла, тем труднее ею управлять. Мы не станем усложнять себе жизнь и сделаем куклы стандартной высоты —30 см, следовательно, высота экрана у нас будет равняться45 см. Можно два-три сантиметра прибавить, но никак не убавить. Дело в том, что необходимо учитывать возможность установки верхних декораций, размещающихся в верхней плоскости экрана, которые и займут эти15 см. Вообще в идеале экран должен видеться актеру театра теней как сочетание трех плоскостей — нижней, средней и верхней. Все три по своей высоте одинаковы, то есть в нашем случае по15 смкаждая.
Каждая плоскость по-своему функциональна. Так, в нижней плоскости располагаются мелкие декорации и предметы, различные животные. Средняя плоскость принадлежит фигурам персонажей, здесь происходит основное действие. Внимание зрителя более всего приковано именно к этой, центральной плоскости экрана. Следовательно, она требует особого внимания и со стороны актеров. «Воздух», или верхняя плоскость экрана, обычно занимается кронами деревьев и различными «летающими» предметами: облаками, небесными светилами, птицами и т. п.
Поэтому выстраивайте экран так, чтобы вам было удобно ориентироваться в экранных плоскостях, чтобы вы легко могли визуально определить для себя, что будет происходить на экране в каждой из них. Дело в том, что экран не должен пустовать, на нем не должно быть светлых пятен. Декорации заполняют его равномерно. Поэтому если у вас нижняя плоскость будет заполнена мелкими деталями декорации, в средней будут действовать куклы, а верхняя останется пустой, это сразу заметит зритель. Такого несоответствия быть не должно, в этом случае нарушается гармония.
Допускается и полное отсутствие декораций. Тогда все внимание зрителя приковывается к марионеткам. На экране действуют только куклы, остальное место пустое — это вполне гармонично.
Так что, выбирайте: либо ставить пьесу вообще без каких-либо декораций, используя только куклы, либо декорировать пространство экрана во всех трех плоскостях.
Если вы используете декорации, помните, что тень куклы должна занимать не более двух третей экрана, иначе создастся впечатление, будто действие пьесы происходит где-то в катакомбах с нависшими прямо над головами персонажей потолочными сводами. Всегда помните о верхних 15-ти сантиметрах...
Итак, выберем и кукол, и экран среднего размера, чтобы удобнее было учиться. Экран размером 45x100 см вполне удобен для представлений. Если вы не планируете вводить в пьесу какие-либо особые декоративные и технические «навороты», такой экран, в принципе, способен воплотить любые задумки режиссера. Он достаточно длинный для того, чтобы на его пространстве смогли одновременно уместиться три персонажа (а для пьесы театра теней это нормальное количество).
Итак, с размерами экрана разобрались. Теперь выясним, из какого материала лучше всего сделать раму.
Металлический каркас менее всего удобен в эксплуатации. Конечно, можно изготовить или заказать алюминиевую раму из полых трубок, соединяющихся между собой по принципу раскладушки: прямые углы верхней и нижней трубок вставляются в боковые трубки при помощи пластмассовых соединительных вставок.
Такая рама, унаследовав метод соединения элементов от раскладушки, быстро собирается и разбирается — стоит соединить боковые и горизонтальные трубки, и рама готова, на нее можно натягивать полотно, закрепляя его булавками- «невидимками». Правда, признаемся сразу, и в такой раме, и в таком способе крепления полотна есть огромный минус: стоит одной-двум булавкам ослабнуть или выскользнуть, как на экране появятся складки и вмятины, что для театра теней совершенно недопустимо — все равно что жирная черная черта на картине какого-нибудь известного живописца.
К тому же при всех своих достоинствах (легкость, компактность, быстрота в сборке) алюминиевая рама гораздо более трудоемкая при изготовлении, нежели, скажем, деревянная. Если у вас нет специального инструмента, отрезать алюминиевую трубу диаметром 1,5—2 см, а затем загнуть ее края под прямым углом будет проблематично.
Можно использовать не алюминиевые, а пластмассовые трубки, соединяя их такими же пластмассовыми вставками или уголками.
Но помните, что пластмасса, равно как и пластик, — материалы, во многом лишенные упругости, поэтому вам будет сложно натянуть на такую раму полотно до желаемой плотности: пластмассовая трубка может прогнуться. Кроме того, рама выйдет слишком легкой, и установить ее на столе в вертикальном положении будет затруднительно.
Самым оптимальным и приемлемым вариантом является все-таки деревянная рама. Старое доброе дерево использовалось для изготовления рам экранов театра теней испокон веков, поэтому, несмотря на всевозможные модерновые веяния и технологии, мы все же останемся верны традиции.
Планки из дерева достаточно упруги, на них легко натягивается материя. Но деревянную раму не разберешь на части и не сложишь компактно в каком-нибудь месте. Такой экран изготавливается на долгий срок, ведь поменять на нем полотно будет проблематично. Именно поэтому и хранить его нужно бережно, чтобы не повредить материю.
Дерево — материал дешевый, широко распространенный и легко поддающийся обработке. Купите планки толщиной1 см, лучше всего из орешника — это самый распространенный вид благородной древесины, не зря из него изготовляют мебель. Само собой, и речи не может быть о фанере и тому подобных легких и дешевых материалах. Рама экрана — это как бы основа театра теней, и как и любая другая основа, она должна быть прочной и, крепкой.
Длина горизонтальных планок для нашего экрана будет равняться100 смплюс две ширины планки. То есть если планка имеет ширину3 см(идеальная ширина рамы), то верхнюю и нижнюю планки экрана надо вырезать длиной106 см.
Ну а вертикальные боковые планки по своей длине должны равняться боковой стороне экрана, то есть45 см. Когда планки будут готовы, скрепите их металлическими уголками.
Теперь возникает вопрос, каким именно способом лучше всего натянуть на раму материю. Как уже было сказано, закрепить ее можно булавками, но способ этот не самый лучший. Можно укрепить полотно мелкими гвоздиками по периметру на манер того, как мы вешаем летом на окно сетку от комаров. Однако материя в тех местах, куда вы забьете гвоздики (а по причине их миниатюрности сделать это будет непросто!), имеет дурное свойство рваться и растягиваться, потому что прибита, но не прижата, а блестящие дырочки и полосочки на экране во время представления, какими бы микроскопическими они ни были, все равно проявят себя.
Сколько бы ни существовало способов натягивания полотна на раму, лучшим до сих пор остается самый испытанный — когда материя не только крепко прибивается, но и намертво зажимается между двумя абсолютно одинаковыми по размерам рамами. В этом случает экран наименее подвержен различного рода деформациям.
Таким образом, понадобится нам не четыре планки, а в два раза больше, потому что изготовить нам придется две одинаковые рамы, между которыми мы и зажмем полотно экрана. Надеемся, с этим у вас не возникнет проблем. Размеры мы уже назвали.
106 см
Рис. 4. Деревянная рама с металлическими уголками
Ткань экранного полотна
Когда рамы изготовлены, приходит черед выбрать материю на экранное полотно. Надеемся, ни у кого не возникает сомнений в том, что материя должна быть чисто белого цвета (не бежевого, не кремового) и полупрозрачной, чтобы за ней не был виден источник света (даже в виде едва заметной светящейся точки). Что должен увидеть зритель в итоге? Равномерно освещенный экран.
При этом материя не должна пропускать в зал ничего, кроме самого света, — никаких светящихся точек или пятен от лампы, никаких лишних теней. Для театра теней самой подходящей по плотности и прозрачности тканью издавна считается шелк. Его использовали еще древние китайцы, используют и до сих пор в европейских театрах теней. Его поверхность идеально пропускает свет, скрывая при этом все предметы по ту сторону экрана.
Покупая отрез шелка, не следуйте точно размерам экранной рамы. Возьмите отрез с запасом в 5-6 смс каждой из его четырех сторон, а когда будете натягивать шелк, подверните лишнее и сложите вдвое. У вас получится как бы двойной слой материи по краям отреза, таким образом вы уплотните их, чтобы они не разлезлись после того, как их пробьют гвозди. Эта двойная часть шелка как раз будет находиться между двумя половинками рамы по всему периметру экрана. Двойная рама в уже сбитом виде будет иметь толщину 2 см, что обеспечит экрану необходимую прочность.
Процедуру натягивания полотна и сбивания экрана лучше проводить с помощниками, потому что одному человеку не под силу идеально ровно натянуть шелк достаточно туго на раму длиной в метр.
Любителям все склеивать сразу скажем: «Нет!» Склеивать половинки рамы и тем более просто приклеивать шелк к дереву мы не станем. Клей хуже всего будет держать полотно на раме, поэтому такой подход полностью исключается.
Итак, экран готов. Как его установить? Не прибивать же его к столу? Хотя, если честно, это лучший вариант установки экрана, если только вам не жалко стола.
Проблема решается чрезвычайно легко — с помощью самых обыкновенных маленьких тисочков, чем меньше, тем лучше (ведь вам всего лишь нужно зажать дерево толщиной2 см). Главное — четко фиксировать экран, причем его положение не может быть никаким другим, кроме строго вертикального, ведь даже при небольшом наклоне экрана тени могут неприятно исказиться.
Прежде чем прикреплять экран к столу, последний необходимо тщательно задрапировать снизу до самого пола темной непрозрачной тканью. Это же касается и маленькой щели между столом и экраном, где стоят тиски, — этой щели быть не должно, т. е. под экраном не должно пробиваться ни единой полоски света. Помните, что в театре теней граница между залом и кулисами определяется четко и никогда не нарушается. Если зритель увидел хотя бы черточку света из-за кулис где-то вне экрана — это уже разрушение границы. Причем это именно ваш недочет — неумелая драпировка. Мы ведь стараемся создать как можно более профессиональный театр теней. Ну а при дилетантском подходе вообще можно обойтись «облегченным вариантом» занавеса — задрапировать только пространство под экраном. Но тогда вся работа актера будет напоказ. А тайна-то рушится...
Именно поэтому столь необходимы теневому театру кулисы. Без этого элемента вообще не обходится ни один театр (ну разве что только самый модерновый). За ними хранятся тайны создания театральных произведений и актерской игры.
Итак, перед зрителем не должно быть ничего, кроме светящегося экрана. Следовательно, остальное пространство, где работают актеры, необходимо сделать недоступным для глаз. Располагая экран, выбирайте угол комнаты, который можно было бы завесить от пола до потолка. В таком случае просто натягиваете от стены до стены веревочку у самого потолка и на нее вешаете плотный светонепроницаемый занавес. Его плоскость должна четко совпадать с плоскостью экрана. Будьте внимательны, закрепляя занавес на раме экрана. Необходимо, чтобы он обволакивал раму по периметру, не оставляя щелей. Для этого можно использовать несколько кусочков скотча. В результате у вас должны получиться кулисы, закрывающие все пространство вне экрана от пола до потолка и от стены до стены.
Процесс изготовления сцены и кулис завершен. Что должно получиться в его конце? Полностью закрытый угол комнаты. Посреди занавеса светится прямоугольник экрана, установленного на задней стороне крышки стола. Таким образом, перед экраном находится плоскость стола, накрытого темной материей. Эта плоскость выполняет роль авансцены, правда, на нее никто не выходит и ничего не играется. Все происходит на экране...
Впрочем, от громоздкого стола в качестве основы для экрана можно и отказаться в пользу более легкого варианта (если этот вам не подходит) — рама экрана просто-напросто изготовляется изначально с ножками в виде перевернутой буквы «т». Боковые планки экрана удлиняются до 1,5—2 метров. На них экран и держится. Этот альтернативный вариант хорош тем, что вы не зависите от размеров своего стола, а делаете экран такой высоты, которая подходит именно вам, вашему росту.
Некоторым актерам удобнее «вести» кукол, сидя на полу. В этом случае нижняя планка экрана располагается, на высоте около метра от пола, не ниже, потому что иначе актерам придется все время пригибаться, даже если они сидят на полу, а провести несколько десятков минут скрючившись — занятие не из приятных. Однако впадать в другую крайность тоже не стоит, то есть слишком поднимать экран, — руки будут уставать, ведь вам придется постоянно держать их поднятыми.
Другим же актерам, наоборот, удобнее работать стоя. Так и ноги не устают, и маневренность повышается. В этом случае и нижняя планка экрана поднимается до уровня среднего человеческого роста, то есть где-то до 170-180 см, а сам экран возвышается над головой актеров. Правда, если вы работаете в паре, не говоря уже о труппе, необходимо учитывать следующий фактор: все мы имеем разный рост, а работа человека ростом, например, в160 смпри высоте нижней планки экрана в180 смстановится затруднительной.
Так что прежде чем строить экран с ножками в полный человеческий рост, убедитесь, что никому из актеров вашей труппы не придется таскать с собой на репетиции скамейку. Кстати, именно скамейка в таких случаях и выручает. Зачастую бывает так, что плечом к плечу в театре теней приходилось работать высоким мужчинам и женщинам довольно небольшого роста. Вот тогда им и ставили под ноги скамейку. Но согласитесь, это сильно ограничивает возможность передвижения вдоль экрана. Кроме того, женщинам приходилось думать не только о своем персонаже, но и о том, чтобы, балансируя на скамейке, не свалиться на пол.
Учитывая все это, мы рекомендуем не поднимать нижнюю планку экрана выше1,5 ми не опускать ниже1 м. При этом вы избежите проблемы различия в росте, сэкономите на материале для изготовления экрана и сможете во время работы сидеть на полу или низенькой скамеечке.
Первый вариант устройства сцены (с помощью стола) прекрасно подойдет в домашней обстановке. Второй рассчитан на более профессиональное применение. Его можно использовать как дома, так и в небольших залах.
Инструментарий актера
(лампы, светофильтры)
Итак, со сценой и кулисами разобрались. Теперь заглянем в святая святых, туда, куда зрителю путь заказан, и расставим по местам инструментарий актера.
В отличие от обычного театра, театр теней начинается с лампы. Для марионеточного театра вполне достаточно будет двухсотваттки. Для большей концентрированности света можно надеть на лампу непрозрачный абажур, который бы направлял свет на плоскость экрана, хотя абажур необязателен. Лампа устанавливается на самой обычной треноге, а о принципах ее установки мы уже рассказывали. Напомним только, что оптимальное расстояние от экрана до лампы равняется ширине экрана (в нашем случае45 см), умноженной на два (90 см). Впрочем, если вы отклонитесь от него сантиметров на пять, ничего страшного не случится. Главное — не отклоняться слишком далеко. Основное же, что необходимо помнить при установке лампы, — это то, что она должна располагаться строго напротив центра экрана, а высчитывать эту точку и расстояние от нее мы с вами уже умеем.
Из необходимого инструментария за кулисами находится столик, на котором размещаются все куклы, используемые актерами во время представления. Его ставят обычно под лампой. Получается, что актеры находятся спиной к нему, однако он всегда под рукой, причем, делается он такой длины, чтобы куклы на нем не свалились в кучу, а имели каждая свое место. Опытный кукловод всегда знает, где и какая кукла у него лежит.
Непосредственно под экраном должно оставаться пустое место, потому что актер играет куклой прямо на поверхности экрана, следовательно, под ногами ему ничего не должно мешать. Таким образом, между столом для кукол и экраном у вас остается пустое место. Впрочем, оно не совсем пустое — именно здесь, на пространстве шириной около метра, работает кукловод. С теснотой этого пространства вам придется смириться и научиться двигаться в нем максимально свободно, не задевая ничего по пути. Хотя, откровенно говоря, актеру вовсе не нужно много места, и того метра, который ему отведен, на самом деле вполне достаточно. В марионеточном театре теней все миниатюрно. Просто научитесь вживаться в этот маленький мирок.
Также в арсенале театра теней зачастую имеется набор светофильтров, похожих на те, что применяются при фотографировании, только цели у них разные. В нашем случае светофильтры служат для окраски светового фона на экране в определенный цвет. С помощью смены цветов можно играть настроениями; создавать атмосферу действия.
Светофильтры представляют собой обычные стекла, окрашенные в различные цвета радуги. По мере надобности тот или иной светофильтр ставят перед лампой, и тогда экран окрашивается в соответствующий цвет. Эту технику, конечно, можно и не применять, но игра цветами значительно разнообразит палитру художественных средств театра теней, добавляет представлению выразительности. Различие между театром теней без светофильтров и со светофильтрами примерно такое, как между черно-белым и цветным телевизорами.
В каких случаях используются светофильтры? Допустим, вы хотите показать в какой-либо сцене не только конкретное действие — движения персонажей и их диалог, но и создать цветовую атмосферу сцены, ее цветовое настроение. Например, на экране плывет лодка по морским волнам. Само собой, в черно-белом варианте все совершенно ясно и понятно: кто куда плывет. Это ясно из самого содержания пьесы. Но поставьте перед лампой синий светофильтр, и сцена начнет жить совсем другой, более полной жизнью. Синий свет будет символизировать воды моря и создаст соответствующее настроение.
А как выразить на теневой сцене жаркий день? Стекающий пот не покажешь. Разве что марионеточный персонаж проведет рукой по лбу и скажет, что ему жарко. Но окрасьте экран в красный цвет, и зритель визуально почувствует жару. Точно также можно показать зеленый луг — стоит только взять зеленый светофильтр, ночь — вставить светофильтр фиолетового цвета и т. д.
Использовать цветовую гамму можно по-разному. Одним из самых тонких аспектов использования светофильтров является создание и передача цветом настроения героя. Помните русское выражение «тоска зеленая»? Почему бы не показать тоскующего персонажа именно в зеленом свете? Точно так же можно подобрать цвета и для других чувств. Например, злость показать на красном фоне, радость — на желтом или оранжевом... Если пустить в ход воображение, то можно довольно успешно экспериментировать со светофильтрами, радуя зрителей своеобразным художественным решением той или иной сцены.
Музыкальное сопровождение
Если пьеса дополняется музыкальным сопровождением (а его художественная выразительность сродни игре цветами), вам не обойтись без музыкального центра или качественного магнитофона, который будет находиться все время под рукой. Наверное, каждому театралу ясно, что музыкальное оформление спектакля — статья особая, и постановка во многом зависит от удачно подобранной музыки. Старайтесь подбирать ее под настроение спектакля или отдельной сцены, смотря для чего она будет предназначаться. Можно пустить музыку от начала до конца пьесы — пусть это будет какое-нибудь произведение, которое станет звучать фоном. А можно выделять с помощью музыки какие-либо конкретные сцены спектакля, тогда они приобретут особую значимость. Например, таким образом можно выделить финал, кульминационную сцену и т. п.
Как установить декорацию
на передвижном устройстве?
Ну а если говорить о более сложных технических приспособлениях, то за кулисами в непосредственной близости от экрана находится специальное приспособление для быстрой смены декораций — передвижное устройство, на языке профессионалов называющееся просто «тележка». Для чего такое устройство необходимо?
В каждом театре, в том числе и театре теней, есть свои декорации к той или иной пьесе. Естественно, в нашем случае это весьма своеобразные, силуэтные декорации. Однако они также несут заряд выразительности. Несмотря на схематичность, дерево и здесь остается деревом, хотя изображается в виде пышной кроны с волнообразными контурами, посаженной на ствол. Гора остается горой, хотя представляет собой пирамидальную тень. Облака не спутаешь ни с чем другим, если они вырезаны в виде волнистых овалов и закреплены под верхней рамой экрана.
Допустим, для первой сцены спектакля вам необходим Солнечный антураж, а уже во второй сцене появляются тучи, гремит гром. Сцены сменяются непосредственно друг за другом. Так же мгновенно нужно сменить и декорации. Как из солнечной сцены за несколько секунд на глазах у зрителя сделать грозовую? Вот тут на помощь и придет театральная «тележка».
Ее длина минимум в два раза превышает длину экрана, то есть в нашем случае передвижное устройство будет двухметровой длины. За счет этого на ней можно разместить одновременно как бы два экрана, а вернее, две декорации для экрана. Например, в нашем случае правая декорация изображает солнечный день, левая — грозовые тучи. Сначала зритель видит на экране солнце, то есть правую декорацию. Чтобы сменить картину, достаточно откатить «тележку» вправо вдоль экрана, и на место одной декорации встанет другая — та, что сперва была слева. В это время солнечную правую декорацию можно вообще снять с «тележки» и поставить на ее место другую — для следующей сцены. Согласитесь, что это удобно, а главное — быстро. В профессиональных театрах теней используются сразу два передвижных устройства. Это усложняет манипулирование, но и делает возможным наложение декораций друг на друга.
В примере, приведенном нами выше, солнечная и грозовая декорации сменяют друг друга попеременно, то есть зритель видит, как солнце смещается влево, а на его место «приходят» тучи. А когда передвижных устройства два, можно показать, как тучи закрывают солнце прямо на глазах у зрителя — без смены картинок. В этом случае «тележка» с грозовыми тучами «выезжает» на экран, допустим, справа. И вот зритель видит, как справа на героев надвигаются тучи и закрывают солнце (ничего удивительного не происходит, просто тень накладывается на тень — вспомните наши теоретические наблюдения за свойствами теневого материала).
Движение облаков, застилающих солнце, правда, можно показать и с помощью только одного передвижного устройства. В этом случае солнечная декорация прикрепляется непосредственно к экрану и остается неподвижной, ну а грозовые тучи устанавливаются на «тележку» и по мере надобности «надвигаются» на экран. Эффект тот же, что и 1 с двумя « тележками », только сменить декорацию, прикрепленную к экрану, будет уже затруднительно.
Как установить декорацию на передвижном устройстве? Ну, во-первых, в среде профессионалов есть такое понятие, как декоративная рамка. Это цельная статическая картина, вырезанная из твердого материала: картона, фанеры. Декорация в теневом спектакле может представлять собой набор предметов, расположенных вдоль нижней рамы экрана, например дома иди деревья. Но не исключено, что кроме нижней плоскости экрана вам будет необходимо задействовать верхнюю — теми же облаками, например. Вот в это-то случае вам и придется изготовить декорационную рамку. По своему формату она совсем немного превышает формат экрана — чтобы по краям не пробивались лучики света. Внутри рамки вырезается та декорация, которая вам необходима. Получается, что рамка пустая внутри, словно декоративная рама картины: по периметру на ней вырезаны различные изображения, а внутри пусто. В нашем случае внутри рамки, то бишь декорации, действуют куклы, а декорация как бы обрамляет их со всех сторон, плотно прилегая к экранной раме.
Но вернемся к вопросу «тележки» — передвижного устройства, на которое и устанавливается декорационная рамка. Как оно выглядит и как его изготовить? На самом деле это всего лишь миниатюрный вариант той техники, на которой передвигаются тяжелые декорации в обычном театре. Ничего замысловатого в ней нет, поэтому «тележку» легко изготовить самому, а в мастерской вам ее сделают за пару часов. Вам понадобится четыре колеса диаметром не менее5 см, две оси, на которые эти колеса наденутся, две вертикальные и две горизонтальные планки. Вертикальные будут немного не доставать до нижней границы экрана — на 1-2 см, а горизонтальные должны иметь длину, не менее чем в два раза превышающую длину экрана (лучше всего, если «тележка» будет иметь «запас» в 10-15 см).
Первая горизонтальная планка крепит колесные оси друг к другу и придает всей конструкции устойчивость. К ней крепятся обе вертикальные планки, а к ним — верхняя горизонтальная, на которую и будет устанавливаться декорационная рамка. Заметим, что для устойчивости необходимо выбирать колесные оси длиной в 25-30 см, чтобы устройство не свалилось на бок.
Когда «тележка» будет готова, установите ее в непосредственной близости от экрана и попробуйте подвигать вдоль него. Теперь понимаете, зачем необходимы кулисы? Конечно, чтобы не были видны ваши манипуляции с техникой. Зрителю они совершенно не нужны.
А декорационную рамку можно укрепить на верхнюю горизонтальную планку передвижного устройства различными способами. Например, вырезать в планке по всей ее длине ложбину, щель и вставлять в нее декорацию. Но этот способ труден. Мы предложим гораздо более простой и надежный. Для этого вам понадобятся все те же маленькие тиски, которыми мы предлагали прикрепить экран к письменному столу. Так вот, для укрепления декорационной рам-Ки они подходят просто идеально — стоит только немного защемить тиски. И декорационная рамка изготавливается из легкого и прочного материала, для того, чтобы она стояла вертикально, ее достаточно просто зажать в тисках. Проследите за тем, чтобы тиски находились ниже уровня нижней рамы экрана и не выглядывали. Тогда декорационная рамка плотно сядет на экранную раму по ее периметру.
Кажется, мы не забыли ничего из того антуража, который окружает актеров театра теней во время представления. Остается только сделать экран, построить кулисы, приобрести светофильтры, заказать передвижную аппаратуру, купить треногу для лампы и саму лампу — и установить все это. Когда данный этап будет пройден, считайте, что основа для вашего театра теней уже заложена, можно переходить к главному: готовить для представления кукол.
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 53 «Чайка» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада № 53 «Чайка» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.