Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

Консультация «Начинающему актеру театра теней»

/для воспитателей, специалистов/

Попробуйте встать перед экраном или другой гладкой поверхностью так, чтобы ваша тень вырисовывалась в пол­ный рост, и поклонитесь невидимому залу. Ваш поклон наверняка выйдет элегантным и исполненным благодарно­сти. Но взгляните, вышло ли то же самое у вашей тени на экране? Удалось ли ей передать ваши элегантность и благо­дарность? На самом деле, когда вы поклонились, на экране произошло нелепое и ничего не выражающее укорачивание фигуры: тень как бы переломилась надвое, и верхняя ее часть упала неизвестно куда. В театре теней нельзя накло­няться к экрану или от него (если только это не является частью запланированного трюка) — для двухмерной тени эти движения не имеют смысла.

Итак, для тени нет глубины. Вся ее суть заключается в вертикально-горизонтальных жестах и передвижениях. У нее нет объема, как у обычных предметов, нет толщины. Она тоньше самой прозрачной и тонкой ткани, тоньше кры­лышка стрекозы. У тени есть только фас и профиль. Отсю­да два вида тени и, соответственно, силуэтов-фигурок — фасован и профильная.

Специфика театра теней такова, что профиль здесь го­раздо более значим и выразителен, нежели фас. Помните, один из первых театров теней появился в Египте. А на еги­петских фресках и барельефах (которые на две тысячи лет старше театра теней) фигуры в подавляющем большинстве случаев изображались в профиль, при этом какая-либо ми­мика практически отсутствовала. Например, лица фарао­нов в древних египетских изображениях не отличались раз­нообразием и большой вариативностью в выразительных средствах. Вся динамика и экспрессия человеческих отно­шений и состояний передается движениями рук и ног (прав­да, довольно примитивными) — так же, как в театре теней, где выражения лица нет.

Ведь эмоции мы выражаем не только с помощью лице­вых мускулов. Не менее активно используем мы и жести­куляцию. Для человека, готовящегося стать актером театра теней, очень полезно понаблюдать вблизи и издалека за жестикуляцией разных людей. Издалека, потому что до вас не доходит звук голоса, разговор, словесная окраска сцены отсутствует, картина получается немой, и вы наблюдаете, так сказать, голые жесты. Но в этом-то и вся соль урока. Попробуйте для себя найти объяснение тому или иному жесту человека. Например, попытайтесь понять, почему он в данный момент размахивает руками. Как он это делает — радостно или яростно, возбужденно или успокаивающе. Научитесь «читать» человека по жестам. Научитесь связы­вать конкретные жесты с конкретными эмоциями. Подбе­рите несколько характерных общечеловеческих жестов, выражающих радость. Или подумайте над тем, как чело­век вообще может жестами выразить разочарование или пытаться что-то доказывать другому.

А вот когда понаблюдаете за людьми издалека, перей­дите на более близкое расстояние. Обратите внимание, как люди жестикулируют и какими именно словами сопровож­дают те или иные жесты. Поищите зависимость или зако­номерность между жестами и словами, произносимыми од­новременно с этими жестами. Театр теней — не немое представление, но опять же специфика его такова, что сло­во в нем неразрывно связано с жестом.

Чтобы эмоционально-жестикуляционная картина чело­веческого мира была более полной, научитесь, наблюдая за конкретным человеком, например вашим другом, абстраги­роваться от его личности, выражения лица, жестов. Вообра­зите, что перед вами просто человек, а еще лучше — тень человека. Попробуйте представить, как те или иные жесты будут выглядеть на экране в виде тени. А выражение лица в данном случае просто теряет свой смысл. Может быть, это и не совсем гуманно, но, работая в театре теней, нужно уметь видеть в человеке не только человека, но и тень. А быть мо­жет, это, напротив, особое видение, особое зрение, позволя­ющее разглядеть в человеке его сущность, теневую сторону...

Подобные упражнения крайне важны для начинающего актера театра теней, потому как развивают в нем чутье тени, знание ее поведения, повадок. Запоминайте, какими жеста­ми можно выразить те или иные эмоции. Это знание вам очень пригодится. Например, что мы делаем, если мы озадачены чем-либо? Пожимаем плечами (правда, для кукол это движе­ние неактуально) или разводим руками (а этот жест уже мож­но показать с помощью куклы). Будет весьма странно, а глав­ное — непонятно для зрителя, если ваша марионетка в спектакле будет выражать озадаченность каким-то другим, мало распространенным или выдуманным вами способом.

Понятно, что каждый человек индивидуален и обладает своим особым набором жестов, по которым его не спутаешь ни с кем другим. Но театр теней работает по большей части не с индивидуальностями, а с типажами, то есть обобщен­ными образами. А все потому, что такова природа тени — она скрывает индивидуальное и подчеркивает в герое типичные, общечеловеческие черты, характерные либо для какого-то определенного типа людей, либо для человека в целом.

Каждый из нас обладает не только системой индивиду­альных жестов. Всех нас объединяют какие-то общие жес­ты. Вот почему люди, говорящие на разных языках, могут понимать друг друга с помощью жестов. Это интернацио­нальные жесты, понятные каждому на планете Земля. Эти жесты вам тоже нужно бы подметить и знать — в работе и с марионетками, и с собственной тенью они могут оказаться весьма полезны.

Работая с куклой, необходимо помнить: некоторые вещи можно показать только при помощи фасовой тени, а некото­рые — только при помощи профильной. Например, предста­вим, будто один герой в вашем спектакле в чем-то обвиняет другого. Обвиняющий жест рукой «прозвучит» только при работе с профильной тенью, когда куклы стоят лицом друг к другу. А вот в случае с фасовой тенью этот жест превратить­ся в бестолковое движение рукой вбок. А ведь когда мы хо­тим кого-то обвинить и гневно указываем пальцем, мы ведь не стоим к обвиняемому боком и руку вытягиваем перед со­бой, а не вправо или влево. Соответственно должны себя ве­сти и куклы, иначе зритель либо не поймет жеста, либо в худшем случае покатится со смеху, причем не от происходя­щего на сцене, а от вашего неумелого управления тенью.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?