Создано 28.08.2014 11:43
Консультация «Начинающему актеру театра теней»
/для воспитателей, специалистов/
Попробуйте встать перед экраном или другой гладкой поверхностью так, чтобы ваша тень вырисовывалась в полный рост, и поклонитесь невидимому залу. Ваш поклон наверняка выйдет элегантным и исполненным благодарности. Но взгляните, вышло ли то же самое у вашей тени на экране? Удалось ли ей передать ваши элегантность и благодарность? На самом деле, когда вы поклонились, на экране произошло нелепое и ничего не выражающее укорачивание фигуры: тень как бы переломилась надвое, и верхняя ее часть упала неизвестно куда. В театре теней нельзя наклоняться к экрану или от него (если только это не является частью запланированного трюка) — для двухмерной тени эти движения не имеют смысла.
Итак, для тени нет глубины. Вся ее суть заключается в вертикально-горизонтальных жестах и передвижениях. У нее нет объема, как у обычных предметов, нет толщины. Она тоньше самой прозрачной и тонкой ткани, тоньше крылышка стрекозы. У тени есть только фас и профиль. Отсюда два вида тени и, соответственно, силуэтов-фигурок — фасован и профильная.
Специфика театра теней такова, что профиль здесь гораздо более значим и выразителен, нежели фас. Помните, один из первых театров теней появился в Египте. А на египетских фресках и барельефах (которые на две тысячи лет старше театра теней) фигуры в подавляющем большинстве случаев изображались в профиль, при этом какая-либо мимика практически отсутствовала. Например, лица фараонов в древних египетских изображениях не отличались разнообразием и большой вариативностью в выразительных средствах. Вся динамика и экспрессия человеческих отношений и состояний передается движениями рук и ног (правда, довольно примитивными) — так же, как в театре теней, где выражения лица нет.
Ведь эмоции мы выражаем не только с помощью лицевых мускулов. Не менее активно используем мы и жестикуляцию. Для человека, готовящегося стать актером театра теней, очень полезно понаблюдать вблизи и издалека за жестикуляцией разных людей. Издалека, потому что до вас не доходит звук голоса, разговор, словесная окраска сцены отсутствует, картина получается немой, и вы наблюдаете, так сказать, голые жесты. Но в этом-то и вся соль урока. Попробуйте для себя найти объяснение тому или иному жесту человека. Например, попытайтесь понять, почему он в данный момент размахивает руками. Как он это делает — радостно или яростно, возбужденно или успокаивающе. Научитесь «читать» человека по жестам. Научитесь связывать конкретные жесты с конкретными эмоциями. Подберите несколько характерных общечеловеческих жестов, выражающих радость. Или подумайте над тем, как человек вообще может жестами выразить разочарование или пытаться что-то доказывать другому.
А вот когда понаблюдаете за людьми издалека, перейдите на более близкое расстояние. Обратите внимание, как люди жестикулируют и какими именно словами сопровождают те или иные жесты. Поищите зависимость или закономерность между жестами и словами, произносимыми одновременно с этими жестами. Театр теней — не немое представление, но опять же специфика его такова, что слово в нем неразрывно связано с жестом.
Чтобы эмоционально-жестикуляционная картина человеческого мира была более полной, научитесь, наблюдая за конкретным человеком, например вашим другом, абстрагироваться от его личности, выражения лица, жестов. Вообразите, что перед вами просто человек, а еще лучше — тень человека. Попробуйте представить, как те или иные жесты будут выглядеть на экране в виде тени. А выражение лица в данном случае просто теряет свой смысл. Может быть, это и не совсем гуманно, но, работая в театре теней, нужно уметь видеть в человеке не только человека, но и тень. А быть может, это, напротив, особое видение, особое зрение, позволяющее разглядеть в человеке его сущность, теневую сторону...
Подобные упражнения крайне важны для начинающего актера театра теней, потому как развивают в нем чутье тени, знание ее поведения, повадок. Запоминайте, какими жестами можно выразить те или иные эмоции. Это знание вам очень пригодится. Например, что мы делаем, если мы озадачены чем-либо? Пожимаем плечами (правда, для кукол это движение неактуально) или разводим руками (а этот жест уже можно показать с помощью куклы). Будет весьма странно, а главное — непонятно для зрителя, если ваша марионетка в спектакле будет выражать озадаченность каким-то другим, мало распространенным или выдуманным вами способом.
Понятно, что каждый человек индивидуален и обладает своим особым набором жестов, по которым его не спутаешь ни с кем другим. Но театр теней работает по большей части не с индивидуальностями, а с типажами, то есть обобщенными образами. А все потому, что такова природа тени — она скрывает индивидуальное и подчеркивает в герое типичные, общечеловеческие черты, характерные либо для какого-то определенного типа людей, либо для человека в целом.
Каждый из нас обладает не только системой индивидуальных жестов. Всех нас объединяют какие-то общие жесты. Вот почему люди, говорящие на разных языках, могут понимать друг друга с помощью жестов. Это интернациональные жесты, понятные каждому на планете Земля. Эти жесты вам тоже нужно бы подметить и знать — в работе и с марионетками, и с собственной тенью они могут оказаться весьма полезны.
Работая с куклой, необходимо помнить: некоторые вещи можно показать только при помощи фасовой тени, а некоторые — только при помощи профильной. Например, представим, будто один герой в вашем спектакле в чем-то обвиняет другого. Обвиняющий жест рукой «прозвучит» только при работе с профильной тенью, когда куклы стоят лицом друг к другу. А вот в случае с фасовой тенью этот жест превратиться в бестолковое движение рукой вбок. А ведь когда мы хотим кого-то обвинить и гневно указываем пальцем, мы ведь не стоим к обвиняемому боком и руку вытягиваем перед собой, а не вправо или влево. Соответственно должны себя вести и куклы, иначе зритель либо не поймет жеста, либо в худшем случае покатится со смеху, причем не от происходящего на сцене, а от вашего неумелого управления тенью.
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 53 «Чайка» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада № 53 «Чайка» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.