Создано 28.08.2014 11:43
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым
источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству»
(В. А. Сухомлинский).
Современное общество предъявляет все более высокие требования к организации деятельности с детьми ОВЗ в дошкольных образовательных организациях. Целевые ориентиры, которые обозначены в ФГОС ДО, согласно которых ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Именно эти личностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.
Современная педагогическая наука рассматривает театр как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для ребенка с ОВЗ, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять его интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир.
Театр как вид деятельности позволяет развить у ребёнка с ОВЗ речь, повысить уровень развития психических процессов, привить любовь к родной культуре и родному языку, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения.
Планируя работу по театрализованной деятельности, педагогический коллектив ставит перед собой достижимую цель:
– создание системы развития социально- личностных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Развивать те или иные качества личности с помощью театрализованной деятельности необходимо с помощью современных образовательных технологий. Поскольку именно технология позволяет организовать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку ОВЗ. В МБУ детском саду №53 «Чайка» педагоги используют следующие технологии:
- игровые технологии;
- информационно- коммуникативные технологии;
- проектные технологии;
- кейс технологии;
- технология сотрудничества.
Формы работы с детьми по театрализованной деятельности
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных ролей, героев обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию инсценировки и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания о театре, умения, позволяющие дошкольнику создать образ героя сказки, умение строить образ действующих лиц сказки или постановки, практические умения по осуществлению этой деятельности. Для реализации задач по театрализованной деятельности педагогический коллектив МБУ детского сада№53 «Чайка» использует разнообразные формы работы, которые понятны и доступны воспитанникам с ОВЗ, о именно:
- Ø просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Ø подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Ø упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- Ø отдельные упражнения по этике;
- Ø упражнения в целях социально-эмоционального развития и благополучия детей с ОВЗ;
- игры-драматизации.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной деятельности являются:
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание педагогами (воспитатели, учителя- логопеды, учителя- дефектологи, музыкальный руководитель) вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога, педагоги побуждают детей к взаимодействию, обучают умению высказываться, с помощью опорных картинок, алгоритмов, схем, в зависимости от уровня индивидуального развития, например, дошкольники с ЗПР (задержка психического развития) хорошо оперируют в диалоге с помощью опорных картинок, а воспитанники с ТНР (тяжелые нарушения речи) с помощью схем и алгоритмов;
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Данный метод работы используется с индивидуально и дифференцированно.
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Совместная деятельность по театрализованной деятельности строятся с помощью таких приёмов работы, как:
- рассказывание театральных героев о себе, например, кукла рассказывает о том, как она готовиться встречать гостей, для создания интереса, читает стихи и потешки, которые своим мелодичным звучанием ка бы переносят ребенка в мир интересной сказки. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко и привлекательно для ребенка, особенно для воспитанника с ОВЗ;
- рассматривание театральных атрибутов и действия с ними- педагог привлекает детей в театральный уголок, создает условия, в которых у ребенка проявляется интерес (атрибуты красочные, привлекательные);
- разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них- педагог предлагает поиграть, например надев маски дети придумывают сказку, или просто изображают персонажей с помощью ритмопластики, мимики;
- театральные загадки – педагог загадывает загадки и просит найти соответствующей атрибут или маску, находя ребёнок должен рассказать в какой сказе он видел этого героя или атрибут;
- ответы на вопросы педагога- педагог организовывает игры «Вопросы и ответы» на театральную тему или по знакомой сказке;
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения, этюды. Этот уровень педагоги используют постепенно, после обучения и многократных игр с детьми, поскольку необходимо сначала научить детей этому. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет сам педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагоги ДОУ стараются помогать каждому ребенку в развитии у него театральных умений, робких, застенчивых детей привлекают к деятельности постепенно, каждый раз давая возможность ему познать больше, увидеть, попробовать себя.
В процессе реализации совместной деятельности по театрализованной деятельности педагогами решаются такие задачи:
- Ø развитие творческих способностей и самостоятельности дошкольника;
- Ø воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- Ø овладение импровизационными умениями;
- Ø развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
- совершенствование познавательных процессов.
Таким образом выбранные формы, методы работы способствуют воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости, развитию познавательной активности, развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков. Совместная деятельность с детьми становится более интересной и увлекательной.
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 53 «Чайка» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада № 53 «Чайка» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.