Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

"Предметно-развивающая среда в коррекционном дошкольном образовательном учреждении" 


 

Проект осуществлен в 2004 г. на средства, предоставленные именным фондом ООО "Рынок-АГРО".

 

 

     Актуальность проблем детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые невозможно устранить или компенсировать силами одной семьи, в настоящее время требует к себе повышенного внимания. Очень тревожат темпы роста числа детей с нарушенным психофизическим развитием. Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого - педагогической реабилитации, социально – трудовой адаптации, интеграции этой категории детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач.

     Особое место в полноценном психическом развитии ребенка мы отводим предметной среде, которая его окружает. В МДОУ создана предметно - развивающая среда,способствующая реализации основных задач воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей, дающая широкую возможность ребенку двигаться, творить, исследовать. В каждой группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия не только в игровой, но и других видах деятельности, а также предоставляется право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов, возможностей.

 Основополагающими принципами организации 

предметно-развивающей среды для нас являются:

 -принцип активности, самостоятельности и творчества

В учреждении заложена возможность формировать активность детей. Ребенок вместе со взрослым становится творцом своего предметного окружения. В групповых комнатах созданы « уголки творчества», которые предоставлены в полное распоряжение детей, где они могут рисовать мелом, углем, красками, создавать тканевые аппликации, заниматься нитеплетением и помещать свои работы в рамочки на общее обозрение.

 - принцип динамичности и мобильности

Чтобы обеспечить развивающий характер среды игровой и дидактический материал для детей в группах располагается в зависимости от лексических тем, направлений углубленной коррекционно-развивающей работы с детьми, времени года, интересов детей и полового различия.

 -принцип гибкого зонирования,

Пространство группы у нас дает возможность построения не пересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно различными видами деятельности, не мешая и не отвлекая других.

 -принцип эмоциональной и индивидуальной комфортности

В группах нами организованы «зоны нежности», «уголки эмоциональной разгрузки», ширмы-домики, перегородки, позволяющие детям по их желанию побыть одним, спрятаться от других, помечтать, подумать, посидеть в тишине, отдохнуть. Это способствует поддержанию у дошкольников устойчивого положительного эмоционального состояния.

 -принцип открытости-закрытости

Предметная среда групповых комнат имеет характер открытой, не замкнутой системы, способной изменяться в зависимости от решения коррекционно-развивающих задач и желаний детей. Дошкольники имеют возможность знакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями русского народа, возрастной динамикой взрослых и детей и т.д.

 -принцип полового различия.

 

 Предметно-развивающая среда соответствует:

1. Реализуемым программам воспитания, обучения и коррекции,

2. Возрастным возможностям, связанным с физическим развитием, а так же с необходимостью формирования психологических новообразований у детей в разные периоды дошкольного детства,

3. Интересам мальчиков и девочек.

Групповая комната визуально поделена на несколько центров. Для ограничения пространства применяются как легкие прозрачные ширмы- перегородки, так и мебельные перегородки, когда с помощью перестановки мебели достигается необходимая трансформация помещения.

Расположение мебели, игрового и прочего оборудования отвечает требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, соразмерна росту детей, позволяет им свободно перемещаться в пространстве. Используется не только стационарная мебель, но и мобильное полифункциональное игровое оборудование. Материалы, помещенные в центрах для свободного пользования, подбираются с учетом пройденного материала, индивидуальных возможностей и интересов детей. Остальной материал является условно обучающим и водится в центры после соответствующего обучения детей приемам работы с ним или является вариантом усложнения уже имеющегося материала.

 
 

Сенсорная ширма

 

              


Созданная нами сенсорная ширма многофункциональна:

1. Это и уголок уединения, где вместо съемных панелей используются шторы,

2. Сенсорные съемные панели способствуют закреплению у детей цвета, формы, величины,

3. Ширма позволяет создавать модели экологических систем, при этом развивая сенсомоторику детей и закрепляя пройденный материал,

4. Способствует развитию двигательных навыков, гибкости, глазомера.

            Сенсорная ширма, используемая нами в коррекционно - развивающей работе с детьми, проста в изготовлении (мы реставрировали старые деревянные ширмы для театрализованной деятельности детей). Данная ширма деревянная с многочисленными вкрученными в ее основу металлическими крючками, используемыми для драпировки портьерной ткани, которые абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. Нижние планки ширмы расположены на разной высоте (от 20 до 40см).   Общая высота ширмы соответствует росту ребенка. Секции ширмы соединены между собой рояльными петлями, что обеспечивает быстрое ее трансформирование и легкое хранение. Желательно, чтобы ширма была окрашена в яркие основные цвета, что способствует привлечению внимания детей с задержкой психического развития. Сенсорная ширма используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. В соответствии с возрастом, решаемыми задачами изготавливаются съемные панели, которые являются неотъемлемой частью ширмы и способствуют развитию:

- Сенсорных эталонов,

- Мелкой моторики рук,

- Речи и дыхания,

- Чувств и эмоций,

- Познавательных навыков,

- Основных видов движений.

    Съемные панели изготовлены их различных материалов: ткань, кожезаменитель, пластик. На каждой панели имеются петли, которые одеваются на крючки, вкрученные в основу ширмы. На самих панелях имеются пуговицы, на которые вешается необходимый дидактический материал.

«Цветовая панель» - изготовлена из кожезаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные цветные прямоугольники.

Тема: закрепление цвета, оттенков, развитие умения работать в коллективе.

Упражнения:

«Назови цвет» - дети называют цвета и оттенки,

«Что изменилось» - дети закрывают глаза, воспитатель меняет места цветовых прямоугольников, дети находят изменения,

«Спрячь предмет» - дети прикрепляют к цветовым прямоугольникам предметы такого же цвета, моделируют на панели,

«Тепло - холодно» - называется цвет, дети подбирают либо холодные, либо теплые оттенки, моделируют на панели,

«Времена года» - дети подбирают цвета, которые соответствуют названному времени года, моделируют на панели,

«Добрый - злой, хороший - плохой» - дети подбирают героев, животных, поступки в соответствии с цветом, моделируют на панели,

«Придумай сказку» - дети придумывают сказку в соответствии с заданным цветом: используя эмоциональное состояние, героев, поступки, предметы, по их мнению, соответствующие заданному цвету. Комментируют почему так.

«Геометрическая панель» - изготовлена из кожезаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные   прямоугольники с изображением геометрических фигур разного цвета, величины, количества, фактуры. Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак - название геометрической фигуры, потом усложняют задания, добавляя цвет, величину, количество, фактуру.

Тема: закрепление   названия геометрических фигур, цвета, оттенков, различение величины, количества: много - один, развитие умения работать в коллективе, развитие тактильного восприятия.

Упражнения:

«Назови фигуру» - дети называют геометрические фигуры,

«Что изменилось» - дети закрывают глаза, воспитатель меняет места прямоугольников с геометрическими фигурами, дети находят изменения,

«Спрячь фигуру» - дети прикрепляют к   прямоугольникам с геометрическими фигурами фигуры одинаковые по цвету, величине (от простого к сложному), предметы похожей формы, моделируют на панели,

«Придумай сказку» - дети придумывают сказку в соответствии с заданными геометрическими фигурами: используя эмоциональное состояние, героев, предметы, по их мнению, соответствующие заданным фигурам. Комментируют почему так.

«Звуковая панель» - в деревянной планке сделаны отверстия, в которые вставляются шнурки, на концах которых вешаются металлические пластины, ключи разного размера, модификации, что способствует извлечению звуков различной высоты с помощью деревянной или металлической палочки.

Тема: развитие звукового восприятия у детей, различение звуков по высоте.

Упражнения:

«Повтори мелодию» - дети воспроизводят заданную мелодию,

«Найди звук» - дети воспроизводят заданный звук, звук близкий по звучанию, самостоятельно придумывают мелодии.

«Мое настроение» - просят сыграть настроение в начале дня, перед занятием и т.д.

«Экологическая панель» - изготовлена из ткани, подобранной в соответствии с цветовой характеристикой существующих сред обитания: голубая- воздушная среда обитания, зеленая- наземная среда обитания, черная, желтая- подземная среда обитания. Каждая цветовая полоска имеет пришитые пуговицы, крючки, липучки, на которые прикрепляется дидактический материал.

Тема: закрепление знаний о животных, растениях, классификация транспорта в соответствии со средой обитания.

Упражнения:

«Кто, где живет» - дети распределяют животных в соответствии со средой обитания.

«Найти свой дом» - дети распределяют растения, животных, птиц, насекомых, транспорт в соответствии со средой обитания.

«Расскажи сказку» - по готовой модели придумывают сказки, сами подбирают картинки, вешают на панель и придумывают истории.

«Геоконт» - пластиковая панель с отверстиями, в которые вставляются шнурки и дети, используя образец или без образца, шнуруют   предмет, рисунок. Шнурки могут быть различных цветов.

«Речевая панель» - в деревянной планке сделаны отверстия, в которые вставляются шнурки, на концах которых вешаются предметы различной тяжести: перышко, кубик, колечко, пушок и т.д. разных размеров и модификации.

Тема: развитие дыхания.

Упражнения:

-детям предлагается подуть на предметы по очереди,

-подуть тихо-сильно,

-четко произнести название предметов,

-произнести звук, на который начинается название заданного предмета и т.д.

      Все панели съемные и могут использоваться как вместе, так и отдельно.

     Когда панели сняты с ширмы, на крючки можно прикрепить занавес и использовать для театрализованной деятельности детей.

     Без панелей сенсорную ширму можно использовать для развития основных движений, перешагивая через планки ширмы, которые расположены на разной высоте.

     На крючки можно надеть ведра и использовать их для метания, развивая глазомер.

 
 

Познавательный куб

      Познавательный куб дает возможность ребенку двигаться, творить, исследовать, предполагает детализацию, развернутость, конкретность предметно - практических действий детей.

     Познавательный куб изготовлен из дерева, каждая грань его покрашена в основные цвета или оттенки цвета с постепенным высветлением. Решает те же задачи, что и сенсорная ширма. Используется для моделирования детьми экологических зон в соответствии с тем, на какой грани будет составлен макет, развертывания сюжетных игр, пригоден для режиссерской игры, может иметь те же съемные панели, что и сенсорная ширма только соответствующего размера. Если в группе несколько таких кубов различного размера можно использовать как подиум для реализации личностно - ориентированной модели общения «глаза в глаза».

     В самостоятельной деятельности данные пособия используются детьми в соответствии с их интересами и как уголки уединения, позволяют создавать собственные модели.

     Проблемному ребенку предстоит жить в мире других людей. И дело не в том, что ребенок не может освоить окружающий мир, а в том, что он не может сделать это теми способами, которыми пользуется интеллектуально сохранный ребенок. Поэтому комплексная работа по коррекции нарушений, осуществляемая всеми специалистами ДОУ направлена на развитие речи, восприятия, памяти, основных мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы, формирование необходимых школьно значимых навыков. Именно такая организация обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обеспечивает сбалансированный режим всех видов детской деятельности и не допускает физической и психологической перегрузки детей. А целенаправленная работа по формированию общих способностей коррекции недостатков развития обеспечивает детям готовность к школьному обучению, социальную адаптацию и интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников, т.е. социализацию ребенка. Усилия педагогов нашего ДОУ   направлены на максимальное преодоление отклонений в развитии детей. Учитывая серьезные нарушения не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, важно заложить основы будущего безопасного поведения ребенка как по отношению к обществу, так и по отношению к себе.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?