Создано 28.08.2014 11:43
Зырянова Лариса Алексеевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Наверное, нет на земле человека, который не любил бы играть. Кто-то любит шахматы, кто-то футбол или преферанс. Мы все каждый день играем свои социальные роли. С помощью тонкой игры юноши и девушки привлекают внимание друг к другу, игрой в домино развлекаются пенсионеры во дворе …
Чем же игра так привлекает нас?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: когда вы впервые начали играть? Да в самом раннем детстве. Человек учится этому тогда же, когда начинает ходить и говорить. И умение, и желание играть остается с ним на всю жизнь.
Но для взрослого игра далеко не так важна, как для ребенка. Для нас это всего лишь любимое развлечение, для него – тяжелая, утомительная работа, требующая огромного физического и умственного напряжения. Зачем же малыши с таким рвением берутся за нее?
А затем, что именно таким образом они познают мир и учатся в нем жить, осваивают разные модели поведения, осмысливают любое новое знание, полученное от родителей или воспитателей. Игра для ребенка – это способ приспособления к нашему миру, репетиция перед взрослой жизнью. Приглядитесь, во что чаще всего играют дети, и вы увидите – они играют в нас. Крохотные малыши удивительно точно копируют поведение взрослых, интерпретируют доступным для них способом любую деятельность, любое событие. И часто их взгляд на мир, и интуитивно составленное мнение гораздо ближе к истине, чем мы ожидаем, а иногда и взрослым есть чему поучиться у играющих детей.
Однако, играя в одиночестве или только со сверстниками, ребенок не получит всей пользы, которую может принести игра – основной вид его деятельности. Она выполняет множество разных функций. Наряду с познавательной и развлекательной, одна из самых важных среди них – развивающая. Игры, направленные на развитие умений, навыков, познавательных процессов помогают подготовить малыша к школе, к наиболее эффективному восприятию и усвоению новых знаний. Тренируя восприятие, внимание, память малыша, мы закладываем основу для обогащения эрудиции будущего школьника и студента; развивая речь, мышление, воображение, помогаем научиться обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы, эффективно использовать знания.
Далее собраны игры, способствующие развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Играть с малышами могут и родители и воспитатели детского сада, некоторые игры рассчитаны на большое число участников, некоторые – на 2-3 человека. Игры представлены в разделах, развивающих определенный познавательный процесс. Но это разделение весьма условно: возможности многих из них гораздо шире. Здесь нет игр с высокой подвижностью, не подходящих для закрытого помещения; для проведения большинства из них не нужно большого пространства, а основная масса не требует также специальной подготовки и сложного оборудования. Инвентарь, который вам понадобится, можно сделать вместе с детьми.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
ВНИМАНИЕ – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Внимание детей дошкольного возраста неустойчиво: ребенок не может сохранять сосредоточенность более 7-10 минут, быстро переключается на новый, более яркий раздражитель. Поэтому игры, направленные на активизацию этого процесса, не следует делать долгими, а раздражители должны часто сменять друг друга. Водящий может нарочно усыплять внимание детей, чтобы потом резко включить их в игру, таким образом, тренируя малышей быстро переключаться.
Хорошо развитое внимание подразумевает быструю и правильную реакцию на раздражитель. Игры, способствующие тренировке реакции, тоже включены в этот раздел.
ХЛОПКИ
Играют 8-12 человек.
Ход игры. Игроки становятся или садятся в круг. Каждый получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два – по коленям. Первый игрок на хлопки в ладоши повторяет свой номер «Один-один», а на хлопки по коленям называет номер любого другого игрока, например, «три-три». Третий игрок, услышав свой номер, на хлопки в ладоши повторяет свой номер, а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Условия.
1. Игрок, не успевший назвать свой номер, выходит из игры.
2. Игрок, назвавший номер того, кто уже вышел, тоже выходит.
Побеждают два последних оставшихся игрока.
КТО СЕБЯ УЗНАЕТ
Играют 5 или более человек.
Ход игры. Игроки становятся в ряд. Водящий подает команды, например: «Те, чье имя кончается на «-ша», хлопните в ладоши» или «У кого есть синий цвет в одежде, повернитесь кругом». Дети, узнавшие свои приметы, выполняют команду. Если игрок не выполнил команды вовремя или выполнил, когда не следовало, то он делает шаг назад. Побеждают те, кто остались на своем месте.
Правило. Если игрок начал выполнять неправильное движение, то он отходит назад.
СВИСТОК – КРУГОМ
Играют 7 или более человек.
Инвентарь. Свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: бубен.
Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если кто-то не успел развернуться, он выходит из игры.
ГДЕ СВИСТОК?
Играют 10 или более человек.
Инвентарь. Свисток или любой ударный музыкальный инструмент, например: музыкальный молоточек.
Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся вокруг него очень плотным кольцом. У одного из них свисток или молоточек. Дети начинают передавать его друг другу за спинами. Время от времени, когда водящий отворачивается, кто-нибудь из игроков ударяет молоточком или свистит в свисток. Задача водящего – указать игрока, в руках у которого инструмент. Если он угадывает, этот игрок занимает его место.
Правило. Ели водящий указал на игрока, у которого свисток, игрок не имеет права его передавать, а его соседи не должны принимать.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Играют 5 и более человек.
Ход игры. Участники становятся в круг, водящий в центре. Когда он говорит «карлики», все должны сеть на корточки, а когда скажет «великаны», детям можно встать и поднять руки. Если игрок ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Правило. Водящий может растягивать слова.
МУЗЫКА
Играют 5 и более человек.
Ход игры. Участники становятся в шеренгу. Водящий называет слова. Если они означают музыкальные термины, названия музыкальных инструментов, игроки хлопают в ладоши. Игрок, который хлопнет не во время или не хлопнет, когда нужно, делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Играют 7 и более человек.
Ход игры. Выбирается водящий. Он и остальные участники становятся в круг. Каждый из них держит левую руку ладошкой вверх, а правую кладет на ладошку соседа. Водящий хлопает одной из ладошек по руке соседа и говорит: «Та» или «Ти-ти». Игрок передает «электроимпульс», следующему, тот дальше и т.д. В это время водящий может пустить ток еще раз в ту же сторону или в противоположную. Задача игроков – не допустить ошибки и не прервать передачу тока. Если кто-нибудь ошибается, он выходит из игры.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Играют 5 и более человек.
Ход игры. Выбирают водящего. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещенное – его нельзя выполнять. Потом под музыку делает различные танцевальные или гимнастические движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.
Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запрещенное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Координация движений, в том числе мелкая моторика руки ребенка напрямую связана с мышлением, которое у дошкольника и даже младшего школьника является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается или действует что-либо, малышу нужно выполнить действие самому. Отсюда вытекает и обратный процесс: чем более тонкие операции ребенок может выполнить, тем лучше он способен представить действие. Неудивительно, что подвижность пальцев и кисти малыша рекомендуют развивать с самого раннего возраста.
Тем самым мы стимулируем его способность к логическому мышлению. Кроме того, в дальнейшем это поможет при обучении письму и музыке. Выявлена также связь между подвижностью кисти человека и творческим способностями.
Не меньшее значение имеет и координация движений в целом, связанная не только с умственным, но и физическим развитием, и моторной памятью. Она же определяет усвоение двигательных навыков.
В этом разделе представлены игры – соревнования и эстафеты ограниченной подвижности, которые можно проводить в сравнительно небольшом помещении.
ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ
Играют 4-6 детей.
Инвентарь. Двое ворот шириной 8-10 см (можно обозначить карандашами), трубочки для коктейля, мячик или шайба из пенопласта.
Ход игры. Ворота устанавливаются на столе. С двух сторон располагаются команды из 2-3 игроков, вооруженные трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля. Задача игроков – забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него в трубочку.
Правило. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, команда соперников получает одно дополнительное очко.
Примечание. По договоренности игроки могут внести некоторые правила футбола.
ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ (ритмические дорожки)
Играют два человека и более.
Инвентарь. Круги большого и маленького диаметра (20 см, 10 см).
Ход игры. Участники выстраиваются в ряд на исходной линии на расстоянии вытянутой руки друг от друга. На полу выкладывается ритмическая дорожка, состоящая из больших кругов («Та») и маленьких («Ти-ти»). Каждый участник игры должен пройти по кочкам в ритме, предписанном кругами. Прошедшим является тот, кто без ошибок проскакал по кочкам нужный ритм.
ИГРЫ СО ШНУРОМ
Играют 5 и более человек.
Инвентарь. Шнур (или тонкий канат) или шнуры разных цветов.
Вариант 1. Шнур свободно лежит на полу, дети друг за другом идут по шнуру под музыку. Остановка. Смена движения.
Вариант 2. Определить хронологию движений, связанных со шнуром, например: удар бубна – спрыгнуть со шнура. Шнур свободно лежит на полу, дети друг за другом идут по шнуру под музыку. Удар бубна. Музыка.
Вариант 3. 2-3 шнура. При помощи этих шнуров можно изучать нотную грамоту в движении (ноты на линейках, между линейками).
Вариант 4. Игра на развитие звуковысотного слуха. Дети стоят на шнуре. Низкий звук – спрыгнуть со шнура вниз, высокий звук – со шнура вверх.
Игры со шнуром можно придумывать и вместе с детьми.
ФОНТАН
Играют 15 и более человек.
Инвентарь. Воздушные шары.
Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, водящий в центре. У каждого – шар. Один из игроков дает ему шар, который он подбивает вверх, не давая упасть. Потом другие игроки добавляют по одному шару. Водящий должен удержать их в воздухе. Если хоть один шар упадет, тот, кто подал последний шар, становится водящим.
Побеждает тот, кто удержал в воздухе больше шаров.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие – очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом запоминать и анализировать полученную информацию.
Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонацию, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.
Возникает вопрос: а нужно ли развивать восприятие, ведь ребенок и так способен видеть, слышать, осязать? Можем ли мы добавить что-либо к тому, что дала природа?
Да, несомненно. Малышу нужно давать богатый материал для восприятия всеми органами чувств, расширяя опыт, знакомить его с новыми словами – названиями того, что он видит, слышит, осязает и т.д., предлагать описывать, а значит и осмысливать свои ощущения.
В этом разделе предложены игры, развивающие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В процессе игры дети больше узнают о цвете, учатся воспринимать музыку, знакомятся со свойствами разных материалов. И для того, чтобы обогатить и расширить опыт малышей, взрослым, которые будут проводить эти игры, следует внимательно подбирать для них материал.
ЭТО Я
Играют 7 и более человек.
Ход игры. Выбирается водящий. Он отворачивается от остальных игроков. По очереди они отхлопывают ритм ( I I П I). Водящий должен по звуку определить, от кого исходит звук.
Условия.
1. Один и тот же игрок может хлопать два раза подряд.
2. Водящий меняется через оговоренное число правильных ответов.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК
Играют 5 и более человек.
Инвентарь. Фортепиано или записи соответствующих мелодий (можно использовать музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк» или «Карнавал животных К. Сен-Санса).
Ход игры. Дети идут по кругу. Звучат короткие отрывки мелодий разного темпа, тембра и настроения. Не прекращая движения, дети изображают животное, которому, по их мнению, соответствует каждая мелодия.
ЧТО ЭТО?
Играет один или несколько человек.
Инвентарь. Мешочек, несколько мелких музыкальных инструментов.
Ход игры. Игроку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает музыкальные инструменты, на ощупь угадывает, что это такое. Потом то же делают другие игроки. Побеждает тот, кто правильно назовет наибольшее количество музыкальных инструментов.
ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ
Играют два человека или две команды по 3-4 человека.
Инвентарь. Два мешочка, набор кружочков большого и маленького диаметра (большие кружки – длинные ноты, маленькие – короткие).
Ход игры. В мешочки кладется одинаковое количество кружков. Играющий выкладывает кружки в линейку. Пробует прохлопать полученный ритм. Побеждает тот игрок или та команда, кто быстрее справиться с заданием.
ЭТО МОЁ
Инвентарь. Карточки с изображением музыкальных инструментов разных групп.
Ход игры. Игроки становятся в одну шеренгу. Водящий называет группу инструментов. Услышав название своей группы, игрок поднимает табличку и говорит: «Это мое». Правильно ответивший делает шаг вперед. Если игрок ошибается – не поднимает табличку во время или поднимает, когда назван инструмент не его группы, остается на месте.
НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР
Играют пять и более человек.
Инвентарь. Записи детских музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (можно использовать симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк»).
Ход игры. Дети идут по кругу. Одна за другой включаются записи, и игроки начинают изображать музыкантов, играющих на инструменте, который они слышат. Потом водящий говорит, на чем в действительности исполнялась музыка. Не верно угадавшие инструмент, выбывают из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в кругу.
СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ
Играют пять и более человек.
Инвентарь. Записи простых мелодий мажорного и минорного лада, таблички с изображением солнышка на одной стороне и дождливой тучки на другой.
Ход игры. Участникам раздают таблички. Дети становятся в ряд на исходной линии. Звучат мелодии. Услышав веселую, мажорную музыку, дети показывают солнышко. Когда звучит минорная, грустная мелодия, они поворачивают таблички и показывают дождь. Если игрок ошибается, он делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление – это процесс анализа и систематизации новой информации об окружающем мире, полученной с помощью органов чувств. Человек наделен достаточно совершенной нервной системой, чтобы мыслить, однако в отличие от способности воспринимать, данной ребенку от рождения, мышление развивается по мере накопления информации.
Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова и строить фразы, мы вырабатываем четкость мышления, а обогащая словарный запас, - знакомим с новыми понятиями и стимулируем процесс осмысления их в системе знаний маленького человека.
Развитие мышления и речи детей определяет успешность обучения в школе, умение выражать свои мысли помогает в общении. Работа над этим в игровой форме позволяет заинтересовать детей, привить желание и привычку следить за своей речью.
СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ
Играют 10 и более человек.
Ход игры. Обозначить три зоны, которые получают названия: струнные, ударные, духовые. Игроки становятся в центре зала.
Водящий называет музыкальный инструмент и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в ту зону, которая, по его мнению, соответствует группе музыкальных инструментов. Побеждают те, кто н разу не ошибся.
Условия.
1. Нельзя менять зону, в которую пробежал.
2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.
НАЗОВИ В ОТВЕТ
Играют 7 и более человек.
Инвентарь. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг, водящий с мячом – в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов – «Струнные», «Ударные», «Духовые». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при этом музыкальный инструмент из этой группы. Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужное название, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим.
Условие. Названия музыкальных инструментов не должны повторяться.
СКАЖИ ПОСЛЕДНИМ
Играют три и более человек. Если детей много, можно разделить их на команды.
Ход игры. Игроки становятся в одну линию. Выбирается тема, например «Танцевальные движения». По очереди дети называют танцевальные движения и делают шаг вперед. Выигрывает тот игрок или команда, который последним вспомнит название одного из танцевальных движений.
Условия.
1. Нельзя повторять названия, уже сказанные кем-то.
2. Игрок или команда, повторившая уже сказанное слово, получает штрафное очко (игрок делает шаг назад).
ОПИШИ-КА
Играют пять или более человек.
Ход игры. Водящий показывает предмет или его изображение (можно и просто назвать) и предлагает детям назвать его свойства. Игроки говорят по очереди по одному слову, не повторяя того, что уже было названо. Побеждает тот, кто скажет последнее слово.
Вариант игры. Водящий показывает два предмета и предлагает назвать их общие черты или различия.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ?
Играют шесть или более человек.
Ход игры. Участники садятся вокруг водящего. Он называет три характеристики предмета: размер, форму и материал, из которого он сделан. Первый игрок называет предмет, который может быть таким. Потом водящий изменяет одну из характеристик, например размер, и задает тот же вопрос следующему ребенку. Если игрок не знает, право ответа переходит к следующему, а тот получает штрафное очко. Побеждает игрок, у которого нет штрафных очков.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Память – один из важнейших познавательных процессов, который, наряду с восприятием и вниманием, является составной частью процесса усвоения и воспроизведения информации, а ведь это – основная задача обучения в школе. Поэтому, чем лучше память ребенка, тем больше вероятность того, что у него не будет трудностей в учебе.
Память ребенка дошкольного возраста избирательна и непроизвольна: лучше всего в ней откладывается то, что произвело на малыша наиболее сильное впечатление, а вот «по заказу»» запомнить полезную, но не слишком интересную информацию ему сложно. Поэтому материалы, которые вы будете предлагать для запоминания, должны быть яркими, привлекательными, забавными, ведь ребенок, гораздо лучше и с большим удовольствием запомнит стишок о веселом звереныше, а не поэтическое описание пейзажа.
В этом разделе представлены игры, активизирующие разные вида памяти – зрительную, слуховую, механическую. Эти игры позволяют тренироваться не только в запоминании, но и в воспроизведении уже известного детям. Помимо этого, большинство из них требует от малышей повышенного внимания, некоторые активизирую речь, другие развивают координацию движений, и все они очень нравятся не только детям, но и взрослым.
20 ИНСТРУМЕНТОВ
Играют три человека или более.
Инвентарь. 10-20 музыкальных инструментов и большой платок, карточки, изображающие все музыкальные инструменты.
Ход игры. Музыкальные инструменты ставятся на стол так, чтобы все были хорошо видны. Игроки минуту смотрят на них, потом стол накрывается платком. Дети по очереди называют музыкальные инструменты, но не повторяя того, что уже было названо, выбирают из числа карточек ту, на которой изображен выбранным ими музыкальный инструмент. Когда все перечислено, игроки называют цвета, а потом свойства и материал, из которого изготовлен музыкальный инструмент.
После этого платок снимается, и дети проверяют, все ли было названо правильно. Побеждает тот, кто назвал больше инструментов и их признаков, допустив при этом меньше ошибок.
ЭХО
Играют семь или более детей
Инвентарь. Мяч.
Ход игры. Игроки запоминают неложное забавное стихотворение (это может быть куплет из песни). Проверяется условие: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую.
Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.
Если игрок не может продолжить или произносит фразу с ошибкой, он кладет в круг фант, а после игры «выкупает» его – произносит любое стихотворение.
КТО – ГДЕ
Играют 10 и более человек.
Ход игры. Игроки становятся или садятся в круг, водящий – в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто, где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За то время, двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами. Задача водящего указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает – указывает игрока, который займет его место.
КИНОХРОНИКА
Играют пять и более человек.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий идет по кругу, совершая разные ритмические действия, например: два шага, три хлопка, повторяет до тех пор, пока не остановится у какого-нибудь ребенка. Водящий встает на его место, выбранный ребенок добавляет к движениям водящего еще одно, идет по круг, повторяя свои движения, останавливается у третьего ребенка. Так повторяется до тех пор, пока не ошибется один из игроков, он выходит из игры.
Побеждает тот, кто останется в кругу последним.
ПАРОВОЗИК – ПОВТОРИ
Играют пять и более человек.
Ход игры. Игроки становятся друг за другом и начинают двигаться по комнате, выполняя разные действия, как в предыдущей игре за первым в колонне. Когда дети проходят определенную дистанцию, первый игрок переходит в конец колонны, а следующий за ним ведет колонну по тому же пути, добавив в конце одно движение. Игра продолжается, пока каждый не проведет колонну по дистанции.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
Играют пять и более человек.
Ход игры. Выбирается водящий – «светофор». Он находится между двумя линиями – «тротуарами». На одном тротуаре стоят все игроки. Водящий называет любой цвет. Кто-нибудь из игроков вспоминает песню, в которой упоминается этот цвет или предмет, который может быть только такого цвета, и переводит остальных. Если песню не помнит никто, то дети перебегают «проезжую часть», а «светофор» ловит нарушителей. Пойманные игроки могут откупиться фантом. После игры фанты «выкупаются» различными заданиями.
Правило.
1. Один и тот же игрок не может переводить всех детей два раза подряд или подсказывать другому, когда только что вспомнил песню сам.
2. Песни не должны повторяться.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Даже если за окном идет дождь, и нет возможности выйти с ребенком на улицу, его нельзя лишить движения. Можно заняться полезными развивающими играми. Ведь пяти-, шестилетние малыши не могут сохранять относительную неподвижность более получаса, не говоря уже о более младших детей. Однако в вашей комнате или помещении детского сада не поиграешь ни в футбол, ни в салки, ни в «казаки-разбойники»: это может оказаться опасным для здоровья детей.
В этом разделе вам предлагаются игры средней подвижности, а также эстафеты, которые можно проводить в закрытом помещении – в большой комнате, в спортзале, вестибюле или раздевалке. Правильно организовав игру, вы обеспечите детям необходимую физическую нагрузку и застрахуете их от ушибов, а обстановку помещений – от повреждений.
ИГОЛКА-НИТОЧКА
Играют семь или более человек.
Ход игры. Выбирают водящего – «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека – «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди – водящий.
Под музыку «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в «ниточке» может взять его за руку и увести за собой.
Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания. Игра идет до 5-10 фантов, в зависимости от количества участников.
РУЧЕЕК
Играет нечетное количество человек.
Ход игры. Игроки разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Водящий тот, у кого нет пары. Когда все по сигналу поднимают руки, пробегает под ними с закрытыми глазами, хватая за руку любого игрока. Получившаяся пара становится последней, а игрок, оставшийся без пары, - водящим.
ПАРОВОЗ
Играют семь и более человек.
Инвентарь. Бубен.
Ход игры. Каждый игрок строит себе «депо»: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – «паровоз». У него не своего «депо». Водящий идет от одного «депо» и другому. К кому подходит, тот следует за ним. Так собираются «вагоны». «Паровоз» неожиданно стучит в бубен, и все бегут в «Депо». Водящий старается обогнать кого-нибудь из игроков и занять пустое «депо». Игрок, оставшийся без места, становится водящим – «паровозом».
МАНЕЖ
Играют восемь или более человек.
Инвентарь. Платок.
Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в круг, водящий – в центре. Под музыку игроки бегут по кругу, изображая лошадок. Водящий с криком «Алле!» подбрасывает платок, игроки стараются его подхватить. Побеждает тот, кто схватит платок. Он становится новым водящим.
АИСТ И ЛЯГУШКИ
Играют четыре и более человек.
Ход игры. Рисуют круг или квадрат – болото, в нем несколько островков. Выбирается водящий «аист», остальные – «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последний становится новым «аистом».
ПУТАНИЦА
Играют восемь и более человек.
Ход игры. Выбирают водящего. Он отворачивается от остальных игроков. Они становятся в круг, берутся за руки. Начинают запутываться, переступая, через руки друг друга или, подлезая, под руками. Потом говорят водящему «Готово!» Его задача распутать получившийся узел, чтобы игроки опять стояли в кругу и правильно держались за руки.
Условия. 1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватываться по-другому. 2. Водящий не может размыкать руки игроков.
ПОЙМАЙ СТУЛ
Играют семь и более человек.
Инвентарь. Стулья по числу игроков.
Ход игры. Стулья становятся по кругу, спинками наружу. Все участники, кроме водящего садятся, один стул остается пустым. Водящий находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если водящему все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.
Время от времени водящий хлопает в ладоши. По этому сигналу игроки должны начать пересаживаться в противоположном направлении. Если кто-то не успел сориентироваться и допустил ошибку, он становится водящим.
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 53 «Чайка» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада № 53 «Чайка» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.