Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. Кукла становится как бы переводчиком, послом взрослых в страну детства.
Использование игрушки и наглядных средств во время игр способствует решению многих сложных ситуаций. Дети видят в кукле друга, общение с ней доставляет ребенку радость, задания от лица Буратино и Петрушки выполняются детьми охотно и быстро. Именно это привело к созданию тряпичной куклы «Буквоежка», с помощью которой для детей ожили все буквы и звуки русского языка. Да, в сказке можно все, даже увидеть звуки родного языка. Но это только в сказке для самых маленьких. Очень важно, что малыш может не просто посмотреть и запомнить букву, а «подружиться» с ней, поздороваться, улыбнуться, поговорить, рассказать ей стихотворение. Дети с недостатками речи и восприятия в процессе работы сами начинают придумывать разные истории, в которых главными героями становятся буквы-куклы и звуки-колокольчики. У детей возрастает интерес к обучению. Азбука облегчает овладение звукобуквенным анализом слогов, слов, восприятие гласных и согласных звуков.
В систему коррекционной работы с детьми с ЗПР мы считаем необходимым включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают, практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.
Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строим на материале сказок. Тематика театрализованных игр очень разнообразна, например: наш детский сад; семья; игрушки; времена года; мебель, посуда; из жизни животных; из жизни растений; труд людей; транспорт и т.д.
Практический материал для театрализованных игр распределяем так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит взрослому. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на этом этапе служит образцом для подражания. Дети, наблюдают, как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.