Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Анкета для родителей, законных представителей

"Независимая система оценки качества образования"

https://nsoko.asurso.ru/

newsplaceholder

Принять участие в опросе и заполнить анкету можно до конца года на сайте

http://opros.samregion.ru

Запись ребёнка в детский сад через портал gosuslugi.ru

Регистрация на сайте gosuslugi.ru

Урок на всю жизнь

В гостях у психолога

 

Педагог-психолог ВАРЛАМОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Варламова Лариса Николаевна работает в МБУ № 53 "Чайка" с 2005 года, в должности педагога-психолога 9 лет.

 

 

Возрастные особенности 5-6 лет.

Новообразования данного возраста:

  • это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением;
  • это изменения в представлени­ях о себе и в самосознании, и в самооценке;
  • это и те  изменения, которые происходят в сфере отношений со сверстниками. Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.

Развитие психических процессов.

Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

 

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.

Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Улучшается устойчивость памяти.

 

Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.

Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Дети могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя  эпитеты, сравнения.

 

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их нагляд­ного опыта.

 

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.

 

Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Более совершенной становится крупная моторика. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек, общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании.

В продуктивной деятельности  дети могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Ребята лепят из целого куска глины,  моделируя  форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, оттягивают детали пальцами от основной формы, украшают свои работы с помощью стеки и налепов, расписывают их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами. Дети конструируют не только по условиям, заданным взрослым, но и самостоятельно из разных материалов.

 

Возрастные особенности 6-7 лет.

 

Новообразования возраста: произвольность, и становление навыков социального поведения в обществе других людей.

Произвольность —  это способность управлять своим поведением, понимать необходимость тех или иных действий, умение ставить перед собой задачи и достигать их, при этом пошагово планируя свою деятельность.

Формирование социального поведения: стоит обратить пристальное внимание на такие моменты: умеет ли ребенок общаться со сверстниками, способен ли слышать и слушать взрослых, может ли принимать их авторитет?

Развитие психических процессов.

Особенности  внимания:

В 6 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах. 
В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. 

 

Особенности памяти:

В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. 
Следует также отметить, что преобладает наглядно - образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов. 

Развитие памяти и объема внимания:
•    количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),

•    преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,

•    дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),

•    способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

 

Особенности мышления:

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. 

Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей:

•    они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

•    с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

•    имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление. 

Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

 

•    они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

•    с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

•    имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Зрительно-пространственное восприятие:
•    способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);

•    способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.).

•    способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

•    способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации:
•    способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации:
•    способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

•    способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

 Мотивы поведения:
•    интерес к новым видам деятельности;

•    интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

•    проявляют познавательные интересы;

•    устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, хотя уже к середине периода, о котором мы говорим, дети зачастую как будто загораются освоением нового вида деятельности — учебы. Им становится интереснее именно учиться, игра становится чем-то второстепенным, хотя, конечно же, не отходит полностью и еще долгое время в той или иной мере необходима ребенку. Игровая деятельность еще крайне важна, через нее дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к постижению нового вида деятельности — обучению в школе, в рамках которого уже нужно не просто уметь лепить, рисовать, вырезать, а научиться ставить перед собой и выполнять различные большие и малые задачи.

 

Педагог-психолог: Варламова Л.Н.

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

На пороге школы:

Карта дошкольника-выпускника

Бланк Бендер-теста

Бланк Векслера

Бланк Лампена

Бланк Равена

Бланк Захарова

 

"10 заповедей для родителей "особого" ребенка"

1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто, хотя некоторые и полагают, что это им по силам.

2. Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!

3. Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.

4. С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.

5. Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с "проблемным" ребенком.

6. Слушайтесь только собственной совети. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.

7.  Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжко, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким и несчастным.

8. Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще можно сделать. Почаще думайте о том, чего уже удалось достичь.

9. Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.

10. Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех - лучшее лекарство от усталости и стресса. 

 

Наказание: польза или вред?

Основные причины непослушания:

1. Недостаток внимания.

Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут. В раннем возрасте ребенку требуется постоянное внимание и понимание со стороны близких. Малыши из-за особенностей нервной системы не могут сидеть спокойно, как этого от них требуют взрослые. Такое требование вызывает в ребенке перенапряжение и, как следствие, капризы. Занимаясь с ребенком, играя с ним, уделяя ему время, можно достичь большего, чем, ограничивая его активность. Часто дети совершают плохие поступки, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Именно по этой причине малыша надо хвалить чаще, тогда ему захочется делать больше хорошего.

 

2. Борьба за самоутверждение.

Малышу велят идти домой с прогулки, а он устраивает крик. Это протест против действия, которое не совпадает с желанием малыша. Как в таком случае поступать? Применить силу, настоять на своем приказании или продолжить прогулку. Прежде всего, ласково объясните малышу, почему он должен послушаться. Расскажите ему, как вы его любите и просите помочь вам довести коляску (вашу сумку, пакет) до дома. Объясните с помощью сказки, почему его ручкам, ножкам, головке нужно отдохнуть. Проявите терпение и спокойствие. Нельзя с одной стороны уступать малышу, а с другой заключать его в строгие рамки – заставлять выполнить вашу просьбу немедленно. Нужно создать для ребенка следует создавать условия доверия, и в игре объяснять, почему нужно слушаться.


3. Желание отомстить.

Мы порой не замечаем, как что-то пообещали ребенку и не выполнили, не выслушали объяснения ребенка, отказали без объяснений. И ребенок вымещает свою обиду в капризах и непослушании. Лучше всего попросить ребенка рассказать, почему он так поступил, - такой способ общения (а не наказания!) поможет малышу понять, что он неправ. Иногда 2-3 летний ребенок не может объяснить свои поступки. Тогда попробуйте сами объяснить его на примере игрушки.


4. Потеря веры в собственный успех.

Взрослые являются для детей огромным авторитетом, в раннем возрасте дети верят тому, что говорят родители. Нам кажется что, критикуя ребенка, или повышая голос, мы помогаем ему исправиться. На самом деле все это наносит огромный вред психике и душе ребенка и вызывает у детей либо подавленность и уныние. Часто взрослые кричат на детей, просто из-за того, что не могут сдержаться, из-за того, что сами получили заряд негативных эмоций. Если вы хотите, чтобы ваши дети стали несчастными людьми, не нашли себе интересную работу, не смогли построить семью, критикуйте их как можно чаще и сбрасывает на них свое раздражение. Все родители хотят счастья своим детям. Почему же мы сами мешаем этому счастью детей, начиная с раннего возраста!? Психологи рекомендуют родителям чаще вспоминать себя в детстве и рассказывать об этом детям. Рассказывайте о своих ошибках, и о том, как вы справились с ними. Тогда ваш ребенок поймет, что совершать ошибки не страшно, и что их можно исправить.


5. Непоследовательность взрослых.

Дети не слушаются, когда родители сначала запрещают, а потом разрешают, или одни взрослые разрешают то, что запретили другие. Ни в коему случае не позволяйте детям добиваться своего путем истерики. Трудно выдержать, когда ребенок бросается на пол, бьет ногами или кричит. Но такая уступчивость приведет к плачевным результатам. Ребенок усвоит такой стиль поведения.

 

6. Несправедливые, с точки зрения ребенка, наказания.

Ребенок должен понять, что цель наказания - научить его правильно вести себя. Он должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков, а не как проявление злости. Что может сделать взрослый, чтобы сгладить след от обиды от наказания? Можно пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру. Ругая ребенка, представьте, что е вы сами попали в подобную ситуацию: разбили чашку, пролили суп, сломали какую-то вещь. Чаще всего вам скажут: «Не беда, со всеми бывает...». А теперь представьте себе, что в таком случае слышит от вас ваш ребенок…? Ребенок не должен бояться, если у него что-то ломается, проливается, бьется. Самое главное – найти причины, почему ребенок делает что-то «не так». Например, не слушаться может малыш, который начал заболевать или непослушание вызвано нарушением режима дня. Определив причину непослушания, подумайте, как решить проблему мирным путем. И правомерны ли ваши требования. Чтобы ребенок послушался: отвлеките его от причин каприза, доступно объясните неразумность его требований и покажите, что такое поведение вас огорчает.


Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам, обратите внимания на свои поступки и стиль поведения!

 

Успешная адаптация ребенка в детском саду

Социализация маленького ребёнка начинается с семьи, но по-настоящему это происходит, когда малыш приходит в детский сад. Именно там он учится общаться с новыми, незнакомыми людьми – взрослыми, детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того как пройдёт привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшеё благополучное существование  в саду и семье.

Особое внимание обратите на развитие таких социальных качествкак:

  • уверенность в себе
  • самостоятельность, инициативность;
  • способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослыми;
  • эмоциональная чувствительность и отзывчивость;
  • выполнение простейших установленных норм и требований детского сада.

 

Не менее важны особенности семейного воспитания:

- дают ли родители ребёнку в первые минуты пребывания в незнакомом месте, осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например, обращая внимание на игрушки или на детали интерьера;

- заботятся ли родители  о самочувствии ребёнка во время пребывания в незнакомом месте;

- доверяете ли вы ребёнку;

- сильно ли опекаете или даёте право быть самостоятельным;

- жёстко ли контролируете;

- поддерживаете детскую инициативу или подавляете;

- используете ли контакт глаз с ребёнком. Любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания детей;

- используете ли физический контакт в разговоре с ребёнком (прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться);

- уделяете ли ребёнку своё отдельное пристальное внимание, сосредотачиваясь полностью на ребёнке и не отвлекаясь на посторонние мелочи.

 Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?

1. По возможности расширять круг общения ребенка, по­мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по­сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3.  Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

 Приёмы, облегчающие ребёнку утренние расставания:

 1.     научитесь прощаться с ребёнком быстро. Не затягивайте расставание. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него и ему ещё труднее будет успокоиться.

2.     положите малышу в кармашек памятную вещь ,которая будет напоминать ему о вас и о том как сильно вы его любите

3.     никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите чтоб он вам доверял;

4.     придумайте забавный ритуал прощания и всегда используйте его – всегда целуйте ребёнка в щёчку;

5.     не пытайтесь подкупить ребёнка, чтобы он остался в саду за новую игрушку;

6.     четко дайте понять, какие бы истерики он не закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем будет уже гораздо сложнее с его капризами и слезами.

 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?